М. Мальков. Понятие партийного искусствознания? «Большой» (Журнал Большого театра), №3. 2002 c.37-39
Электр. версия статьи, испр. и дополн., 2015
В обиходе нашей музыкальной критики – в советскую пору регулярно, а теперь спорадически – бытовал и продолжает встречаться термин «русская (советская)вокальная школа». Как и все понятия «партийного» искусствознания, оно неизменно сопрягалось с идеологией марксизма-ленинизма, диалектическим и историческим материализмом, а потому, разумеется, с адептами этой системы преподавания не могли конкурировать выученики «формальных», «буржуазных» певческих школ.
Такая позиция была характерна и органична для господствовавшего духа шовинистической демагогии, когда, скажем, победившая на конкретном, локальном конкурсе молодых исполнителей главных ролей в «Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини (Токио, 1967 г.) Мария Биешу спустя десять и двадцать лет продолжала именоваться советской прессой «лучшей Чио-чио-сан мира» – так, словно она состязалась с Миреллой Френи, Ренатой Скотто, Дианой Совьеро … (скачать)
|