TEBALDI RENATA (РЕНАТА ТЕБАЛЬДИ) (1) ; (2)
«Из коллекции редких записей»
РЕНАТА ТЕБАЛЬДИ
Провожая 1975 год, торжественно и поэтично названный Международным годом женщины, нам хочется вместе с вами, дорогие слушатели, вспомнить ту женщину и певицу, личное знакомство с искусством которой относится к самым памятным и отрадным музыкальным впечатлениям уходящего года. Те из вас, кому 17 или 20 октября довелось быть в Большом зале нашей Филармонии, конечно, догадались, кому посвящается эта передача.
Рената Тебальди – для миллионов слушателей во всех концах мира само это сочетание звуков кажется прекрасной музыкой, настолько привычно ассоциируется оно с высоким искусством и душевной щедростью артистки, которой гордилась бы любая эпоха и которую наше время по заслугам поставило на самую вершину оперного Олимпа.
Певица родилась 1 февраля 1922 г. в небольшом итальянском городе Пезаро, до того известном истории музыкального театра как место рождения Джоаккино Россини, прозванного соотечественниками «лебедем из Пезаро». Богатые культурные традиции города, музыкальная одарённость родителей (отец Ренаты был виолончелистом, мать обладала, по словам дочери, чудесным голосом и очень любила петь), казалось бы, должны были рано вовлечь девочку в мир театра и искусства. Впрочем, самокритичная и скромная Тебальди говорит об этом несколько иначе и с некоторым лукавством: «Я была самым обыкновенным, заурядным ребёнком и при рождении отчаянно кричала, в отличие от некоторых моих коллег по сцене, у которых даже первые звуки были отмечены невероятной музыкальностью и красотой».
Жизнь примадонны представляется некоторым беспрерывной чередой удач, триумфов, наслаждений. Реальная жизнь была бесконечно труднее: будущая певица уже в раннем детстве познала сполна горе, страдания и отчаяние. Ренате не было и года, когда отец оставил семью. «Все мы обязаны жизнью своим матерям, но моей маме я обязана ею, как минимум, трижды», – вспоминала позднее Тебальди. 5 лет от роду Рената заболела. Доктора поставили диагноз – болезнь Хайне-Медина, полиомиэлит – и не обнадёживали синьору Джузеппину Барбьери относительно исцеления её дочери. Прикованная болезнью к постели, а спустя несколько лет – к костылям, Рената воочию убедилась тогда в величии материнской души, которое ей пришлось воспеть позднее в «Мадам Баттерфляй» Пуччини или в «Арлезианке» Чилеа. Единственной отрадой тех трудных лет было для девочки слушать пение матери и робко вторить ему. Сила духа и самоотверженность, которые Рената унаследовала от синьоры Джузеппины, потребовались ей и в будущем, когда жизнь подвергла её очередным суровым испытаниям. Уже дебютировав на оперной сцене и обретя некоторую известность, Тебальди расторгла помолвку с молодым врачом из Пармы, который потребовал, чтобы ради семьи она отказалась от артистической карьеры. Образы, воплощённые певицей на оперной сцене, вобрали в себя тот душевный и жизненный опыт, который обретался ею столь дорогой ценой. Когда много лет спустя критики, потрясённые выразительностью и поэзией, заключёнными в любимой роли Тебальди – Адриенны Лекуврёр в одноименной опере Франческо Чилеа, спрашивали певицу, как удалось ей заставить зазвучать с такой силой образ знаменитой трагической актрисы Франции, декламирующей строфы расиновской «Федры» и называющей себя скромно и гордо – «служительницей искусства», она отвечала: «Я стараюсь вложить в эту музыку всё пережитое, всю горесть страданий, всю радость служения искусству».
( Ф. Чилеа. «Адриенна Лекуврёр». Монолог Адриенны из I акта – 4,5”)
Когда болезнь уступила, а затем почти бесследно исчезла, 17-летняя Рената поступила в Пармскую консерваторию имени Арриго Бойто. Синьора Джузеппина знала, что дочь, услышав первую в своей жизни оперу – «Травиату» Верди, «заболела пением», но боялась, что болезнь может дать новую вспышку, что слабые ещё ноги Ренаты не выдержат напряжения и требований сцены. Ведь певица весь вечер проводит стоя, а вот пианистка сидит за фортепиано – значит, Ренате быть пианисткой. «Ты окончишь консерваторию, вернёшься в Пезаро и будешь обучать детей музыке – подумай, какое это счастье!». Девушка соглашается с ней, записывается в класс рояля профессора Пассиони и с удовольствием посещает занятия, только педагог замечает, что, забывшись, она часто подпевает инструменту и обнаруживает при этом такой голос, каких нет в классе сольного пения. Его руководитель Этторе Кампогальяни с радостью принимает к себе новую ученицу, но вскоре откровенно признаётся, что шлифовать такой алмаз, как голос Ренаты Тебальди, должен более достойный, чем он, вокальный ювелир. И такой педагог нашёлся в родном Пезаро, куда в консерваторию имени Россини пригласили преподавать пение Кармен Мелис, в 30-е годы провозглашённую «лучшей Тоской своего времени». О том, какой замечательной певицей была Кармен Мелис, говорят её великолепные граммофонные записи, а о том, каким она стала педагогом, свидетельствует мастерство её любимой ученицы. «Болезненно застенчивая, нескладная (после болезни я начала вдруг очень быстро расти), не знающая, куда девать свои руки и ноги, такой я вошла в класс Кармен Мелис, – вспоминает Тебальди. – Она вселила в меня покой и уверенность в том, что самые добрые ожидания сбудутся». Отметим попутно, что в соседнем классе профессора Артуро Мелокки в те же годы занимался студент, имя которого тогда никому и ничего не говорило: им был будущий любимый партнёр Тебальди по сцене Марио дель Монако.
Именно у Кармен Мелис Тебальди обучилась искусству живописать своих героинь тончайшими и разнообразнейшими вокальными красками, светлыми и тёмными тонами её неповторимого тембра, ведь её педагог говорила: «Если хочешь, чтобы финал пуччиниевской «Манон Леско» вызвал у публики слёзы, сделай так, чтобы менуэт Манон во 2-м акте обворожил всех кокетством, изяществом, грацией...»
(Д.Пуччини. «Манон Леско». Менуэт Манон из 2 акта – 1,5”)
До 1944 года маленький городок Ровиго, расположенный к юго-западу от Венеции, гордился тем, что именно в нём, на сцене Театро Сочиале некогда дебютировали прославленные итальянские певцы Антонио Котоньи и Беньямино Джильи. Теперь в анналах его истории значится и третье великое имя – Ренаты Тебальди: здесь она впервые выступила на сцене в «Мефистофеле» Бойто, исполнив небольшую, но ответственную партию Елены Троянской, здесь маститый Танкреди Пазеро, поцеловав её перед занавесом, представил публике будущую королеву оперной сцены.
Но короновать её довелось самому патриарху итальянской оперы – Артуро Тосканини. В 1946 году великий дирижер вернулся на родину из добровольного изгнания, вызванного его непримиримой ненавистью к фашизму, чтобы участвовать в открытии восстановленного после бомбардировок миланского театра «Ла Скала». Молодые певцы, которым предстояло выступать в торжественном концерте, должны были достойно представлять родину оперы и её первую сцену, а потому Тосканини решил лично прослушать всех кандидатов. Вот как французский «Пари-Матч» описывает это испытание: «2 мая 1946 года к 10 часам утра в «Ла Скала» были вызваны 20 человек, претендовавших на участие в конкурсе. Ренату сопровождали её верные «маскотты» – синьора Мелис и мама. Когда подошла её очередь, Тебальди на негнущихся от волнения ногах выступила вперёд. Дирижер даже не взглянул на неё, а спросил только: «Что вы споёте?»
– «Аве Мария» из «Отелло» Верди».
Тосканини уколол её проницательным взглядом острых глаз и хмуро произнёс:
- «Аве Мария»? Это очень трудно...»
– «Я знаю это, маэстро».
Дирижёр взмахнул палочкой, и вступил оркестр...
( Д.Верди. Молитва Дездемоны из «Отелло» – 4,5”)
Когда истаяли в воздухе последние звуки финального piano, в зале воцарилась абсолютная тишина. Тосканини, который в тот день, по своему обыкновению, немало нервничал, чертыхался и выговаривал музыкантам, на этот раз сидел неподвижно и молча. Наконец, раздался его хриплый голос, прозвучавший для Тебальди самой божественной музыкой: «Brava! Una voce d’angelo!» («Она великолепна! Ангельский голос!»). Этот день, по словам певицы, был для неё самым счастливым и памятным в жизни. В 25 лет она стала Дездемоной, которой восхищалась вся Италия. Новые партии певицы – Эва в «Майстерзингерах» Вагнера, пуччиниевские Баттерфляй, Тоска, Мими и Минни в «Девушке с Запада», вердиевские «Травиата» и «Аида», Валли в одноименной опере Альфредо Каталани, Татьяна в «Онегине», Мадлен в «Андре Шенье» Джордано – доказали, что первый огромный успех не был случайностью, вызванной типажным сходством натуры и голоса Тебальди с образом нежной и великодушной героини Верди. Её зрелое и вдохновенное мастерство признали все европейские музыкальные столицы, а в 1955 году, дебютировав в «Отелло» на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера», она на многие годы стала любимицей американской публики.
Один из характерных для Тебальди творческих принципов – никогда не зависеть от произвола импресарио, от навязываемого ими репертуара: она всегда сама выбирала себе партии, привлекавшие её в вокальном и психологическом плане. В отличие от Марии Каллас – другой величайшей оперной певицы нашего столетия, с которой её – вольно или невольно – постоянно сопоставляли, Тебальди не делала экскурсов в область колоратурного или меццо-сопранового репертуара и тем обеспечила своё вокальное долголетие. Лишь незадолго до прощания с оперной сценой, состоявшегося два года назад, певица записала на пластинки арии героинь, которых ей никогда не доводилось исполнять в театре – вальс Мюзетты, хабанеру и сцену гадания Кармен, две арии Далилы - и доказала, что это было вполне в её силах. Те, кто помнят насыщенное грудное звучание медиума и низов сопрано, скажем, в «Джоконде» Понкиелли, не удивятся, услышав её в популярной арии Далилы из оперы К. Сен-Санса.
(К.Сен-Санс. «Самсон и Далила». Ария Далилы из 2 акта – 5”)
Множество раз судьба сводила на сцене Ренату Тебальди и Франко Корелли в ролях пылких возлюбленных: Аида и Радамес, Адриенна и Мориц Саксонский, Франческа да Римини и Паоло, Минни и Джонсон, Энцо и Джоконда... Их недавняя встреча в граммофонной студии фирмы «Декка» была особенной. Тебальди пела на этот раз не привычную для неё и для нас Аиду, а терзаемую ревностью Амнерис, и Корелли-Радамес впервые отвергал страстные признания своей любимой партнёрши. Пусть эта запись дуэта Амнерис и Радамеса из IV акта оперы Верди «Аида» завершит наш рассказ о некоторых сценических образах Тебальди, сама амплитуда которых – от Манон до Амнерис – свидетельство незаурядного исполнительского диапазона выдающейся певицы.
(Д.Верди. «Аида». Дуэт Амнерис и Радамеса – 9”)
Автор передачи М.П. Мальков.
«Из коллекции редких записей»
РЕНАТА ТЕБАЛЬДИ
Краткий рассказ о выступлениях Ренаты Тебальди на оперной сцене, прозвучавший в прошлой передаче, нам хочется дополнить сегодня некоторыми сведениями, характеризующими человеческий и артистический облик великой певицы вне привычного для примадонны мира театральных софитов, пышных оперных облачений и грима. Показательно, что именно искусство Тебальди даёт обширный материал для раскрытия такой темы, чего не скажешь, например, о Марии Каллас, которую невозможно представить себе вне оперного репертуара (иное дело, что репертуар этот уникален по широте и разнообразию круга составляющих его образов). Трудно поставить рядом понятия «Каллас» и «оперетта». А вот Тебальди и оперетта – это сочетание реальное. Конечно, речь идёт не о выступлениях сопрано на сцене так называемой «лёгкой музы», однако запись, запечатлевшая исполнение Ренатой Тебальди песни Ханны Главари из «Весёлой вдовы» Легара, существует. Ею мы обязаны Херберту фон Караяну, который, записывая на пластинки «Летучую мышь» Штрауса, задумал в сцене на балу у князя Орловского устроить парад звёзд мирового вокала, выступающих в не свойственном им обычно амплуа. Для участия в этом дивертисменте Рената Тебальди выбрала песню о Вилье...
(Ф.Легар. Песня о Вилье из «Весёлой вдовы» – 5”)
Всемирная известность не преобразила её, не лишила ни скромности, ни душевного спокойствия, ни сердечного юмора, недаром итальянцы называют Ренату Тебальди «diva serena», т.е. «кроткая, добрая примадонна». Юмор неоднократно выручал певицу в её взаимоотношениях с иными назойливыми газетчиками. Однажды незадачливый американский репортёр спросил её: «Мисс Тебальди, кто, по Вашему мнению, крупнейшая певица наших дней?»
- «Крупнейшая? – улыбаясь, переспросила Тебальди, – Пожалуй, я. Мой рост – 178 см – устроил бы и многих мужчин, а для хрупких оперных героинь я, должно быть, великовата. Когда-то это замечала и публика – как-то, в начале моей карьеры, я пела на «Арена ди Верона» Маргариту в «Мефистофеле» Бойто, и после спектакля кто-то из зала крикнул: «Brava, la lunga»! «Браво, длинная!») По счастью, позднее мою фамилию запомнили».
Свою любовь к мягким, пастельным вокальным краскам, где у неё, действительно, нет соперниц и которые не всегда доминируют в характере её оперных персонажей (вспомните трагическую судьбу Джоконды, Тоски, Маргариты!), Тебальди смогла удовлетворить, обратившись к камерному репертуару, например, в восхитительно исполняемом ею вокальном триптихе Россини «Венецианская регата». Вот заключительное произведение цикла –«Anzoletta dopo la regata» (Андзолетта после регаты»). Прекрасная и пылкая Андзолетта провожает своего любимого на гребные гонки. Она хочет гордиться им и жаждет его победы. Во время регаты девушке кажется, что её Момоло вот-вот обгонят, и она подбодряет его жаркими криками и обещаниями. Но вот гонки завершились, довольный победитель и счастливая Андзолетта возвращаются домой, и Момоло получает обещанный поцелуй.
(Д.Россини.«Андзолетта после регаты» – 4,5”)
Приняв решение покинуть оперную сцену, чтобы дать дорогу молодёжи, Тебальди вовсе не изменила любимому искусству. Напротив – посвятив теперь себя целиком концертной деятельности, она открылась публике в ином и не менее прекрасном свете. Мастер, воплощавший по-оперному крупные, героические характеры (здесь достаточно вспомнить Жанну д’Арк в опере Верди), показал себя искуснейшим ваятелем в жанре вокальной миниатюры. Патетические монологи Адриенны сменились, скажем, тихой грустью, звучащей в знаменитой «Звездочке» Мануэля Понсе, но разве светлая печаль «Эстреллиты» не нужна, не дорога людям?
(«Estrellita» – 3”)
Широкая концертная практика последних лет повлекла за собой и обращение Ренаты Тебальди к самому демократичному жанру вокального творчества – к песне. Здесь, как нигде, обнаруживается власть певицы над чувствами и настроением огромной аудитории, её неповторимое умение петь для каждого и о каждом... Вспомните, как благодарно и взволнованно слушал Большой зал её исполнение песни Франческо Паоло Тости «A Vucchella» («Милые уста»).
(«A Vuсchella» – 3”)
Возвращаясь памятью к недавним ленинградским выступлениям Ренаты Тебальди, вспоминаешь, как золотоволосая, артистичная и бесконечно обаятельная женщина медленно идёт вдоль эстрады, роняя в зал красные гвоздики из подаренного ей букета, и поёт «Non ti scordar di me» (О, не забудь меня) Куртиса... Горячая овация зала после исполнения как бы отвечает ей: «Мы не забудем Вас, синьора Тебальди».
(«Non ti scordar di me» – 4”)
Автор передачи М.П. Мальков (19.XII.1975)
Памяти Ренаты Тебальди
Музей Ренаты Тебальди в Буссето