MELCHIOR LAURITZ (ЛАУРИТЦ МЕЛЬХИОР) (1) ;(2) ;(3)
«Из коллекции редких записей»
ЛАУРИТЦ МЕЛЬХИОР
Сегодняшняя передача завершает собой цикл, посвящённый 100-летию со дня рождения одного из крупнейших оперных артистов нашего столетия, замечательного датского тенора Лауритца Мельхиора. Тем из вас, кто имел возможность ознакомиться в предыдущих выпусках с выступлениями Мельхиора в главном для него творческом качестве – вагнеровского исполнителя, хочу предложить послушать его в более редких записях, выходящих за рамки его основного репертуара. Думаю, что эту программу можно было бы озаглавить «Метаморфозы одного певца», ибо её предназначение – открыть вам новые грани дарования выдающегося скандинавского вокалиста, казалось бы, не слишком сочетающиеся с его основной художественной специализацией – интерпретатора музыкальных драм Рихарда Вагнера, «героического» тенора, представить его в итальянской оперной классике, на концертной эстраде и даже в оперетте. Конечно, главная метаморфоза в артистической жизни Мельхиора – его превращение из баритона в тенора. Сам по себе факт изменения голосового амплуа – не слишком большая редкость в истории вокального исполнительства, особенно если говорить о дебютной поре и последующей артистической жизни певцов (известно, что видный современный итальянский тенор Карло Бергонци начинал свою певческую карьеру как баритон, а превосходный баритон Этторе Бастианини, так безвременно ушедший из жизни, – как бас). Обретение «истинного» певческого голоса может быть как результатом осознания ошибки вокального педагога (а они порой случаются), так и возрастных изменений, поскольку голос, связки и весь вокальный аппарат – не только уникальный природный музыкальный инструмент, но и интегральная часть человеческого организма, подверженная тем же процессам и тем же превратностям, что и наше здоровье в целом. Как бы то ни было, история оперного исполнительства и в XX веке знает немало певцов, творческая биография которых включает баритоновый и теноровый периоды – это относится к старшему современнику Мельхиора – немецкому певцу Рудольфу Бергеру, известному вагнеровскому солисту, в репертуаре которого (разумеется, в разные годы) были партии Тельрамунда и Вотана, а затем Лоэнгрина и Зигфрида, а также к двум видным чилийским вокалистам – Ренато Дзанелли и Рамону Винаю), которым довелось в вердиевском «Отелло» петь как Яго, так и заглавную партию – это достижение повторил и видный итальянский артист Паоло Сильвери. Солист петербургского-петроградского Театра музыкальной драмы Иван Владимирович Иванцов начинал как бас, потом около десяти лет пел баритоном, а с начала 30-х годов выступал как тенор. Наконец, другой солист того же театра Алексей Михайлович Каншин, как и его испанский коллега Карлос Баррера, так сказать, миновав баритоновую стадию, пел тенором и басом (Баррера – в обратной последовательности).
Певцы, менявшие вокальные амплуа
Carlo Bergonzi |
Ettore Bastianini |
Rudolf Berger |
Renato Zanelli |
Ramon Vinay |
Paolo Silveri |
Иван Иванцов |
Алексей Каншин |
Carlos Barrera |
Так что случай с Мельхиором не уникален, хотя в кругу самых знаменитых певцов довольно редок. Услышать Лауритца Мельхиора-баритона мы можем, благодаря коллекционеру пластинок из Копенгагена Могенсу Бентину, собравшему максимально возможное число грамзаписей своего великого соотечественника, включая и самые ранние, относящиеся к январю 1913 г. и даже опережающие время его дебюта (апрель того же года) в Королевской опере, а после кончины певца огласившему их в мемориальном граммофонном альбоме «Памяти Лауритца Мельхиора». Конечно, эти раннеакустические пластинки очень архаичны в техническом отношении, но весьма любопытны как исторические свидетельства – в частности того, что Мельхиор был не лирическим, высоким баритоном – из граничащей с теноровой сферы звучания, а, скорее, центральным, драматическим. Вы услышите одну из этих записей – датскую народную песню «Когда на море шторм бушует».
(«Когда на море шторм бушует» – 3’)
Своей артистической миссией Лауритц Мельхиор считал интерпретацию и пропаганду вагнеровского музыкального наследия, и сделанное им в этой области беспримерно: добросовестные исследователи подсчитали, что Тристана он спел 223 раза, Зигмунда в «Валькирии» – 181, Тангейзера – 144, Зигфрида в одноименной опере – 128 и в «Гибели богов» – 107, Лоэнгрина – 106 и Парсифаля – 80, т.е. провёл почти тысячу спектаклей наивысшей исполнительской сложности. Это не сделало, однако, «датского великана» (так называла его Козима Вагнер) певцом, который пренебрежительно или уничижительно относился к творчеству других классиков оперы.
В его сценическом репертуаре были роли Флорестана в «Фиделио» Бетховена, Самсона в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Иоанна Лейденского в «Пророке» Мейербера, Канио в «Паяцах» Леонкавалло, Радамеса в «Аиде» и Отелло в одноименной опере Верди. Его Радамеса мы услышим в дуэте с Амнерис из IV акта оперы Верди «Аида». Запись сделана в 1924 году, когда Мельхиор был солистом Берлинской Штаатсопер, за пультом – тогдашний генерал-музик-директор этой сцены Эрих Клайбер, Амнерис – Mapгарете Арндт-Обер.
(Верди. «Аида». Дуэт Амнерис и Радамеса – 3,15’)
Для физической и вокальной выносливости, которую Мельхиор проявлял на протяжении всей своей многолетней артистической карьеры, показательно, что, помимо напряжённой оперной сценической деятельности, он увлечённо занимался камерным исполнительством, дав в Европе и Америке более 2100 концертов. «Серенада» немецкого композитора Рихарда Трунка, нередко звучавшая во время этих выступлений с концертной эстрады, сохранилась в записи 1925 г.
(Р. Трунк. «Серенада» – 2’)
Многие из знаменитых немецких дирижёров, с которыми сотрудничал Лауритц Мельхиор (преимущественно в вагнеровском репертуаре), – Лео Блех, Феликс Вайнгартнер, Вильхельм Фуртвенглер – были и композиторами, чьи произведения исполнял датский тенор. Вот, например, романс Феликса Вайнгартнера «Праздник любви», его Мельхиор напел на пластинку в 1923 году.
(Ф. Вайнгартнер. «Праздник любви» – 2’)
Драматическую экспрессию и героический пафос вагнеровской музыки из преемников традиций байройтского мастера и его соотечественников полнее всего унаследовал, пожалуй, создатель «Гунтрама» и «Женщины без тени» – Рихард Штраус. Недаром его романс «Цецилия» включался Лауритцем Мельхиором в программы сольных концертов наряду с сочинениями любимого автора певца – Рихарда Вагнера (запись 1926 года).
(Р. Штраус. «Цецилия» – 2’)
Семейные фото четы Мельхиор
ЛАУРИТЦ МЕЛЬХИОР В ГОЛЛИВУДЕ
Уход Лауритца Мельхиора с большой оперной сцены, его прощание в 1950 г. с нью-йоркской «Метрополитен-опера» не были связаны у певца с вокальным кризисом. Тенор заявил тогда, что просто не считает себя вправе в 60 лет изображать молодых вагнеровских героев – Лоэнгрина, 3игмунда, Зигфрида и... благополучно продолжил свою исполнительскую карьеру в Голливуде, в кино, где играл, как правило, самого себя – знаменитого оперного певца-скандинава, сохранившего прекрасную певческую форму, доброжелательно и заботливо относящегося к молодым творческим дарованиям, а кроме того наделённого отменным чувством юмора и тем человеческим обаянием, которое всегда отмечали у него друзья по сцене и по дому (таков был его Эрикссон в кинофильме «Роскошный лайнер», где это название обозначало не только океанский корабль-красавец, но и всемирно известного тенора, продвигавшего на сцену свою протеже – юную певицу из бедной семьи, в роли которой выступала Марина Кошиц, дочь Нины Павловны Кошиц). Большой успех в Соединённых Штатах Америки и многих странах Европы выпал и на долю картин «Волнение сердца» и «Легкомысленная сестрёнка» с его участием, к сожалению, не преодолевших тяжёлую преграду «железного занавеса» и не попавших на наши экраны. Кроме того, в последние десятилетия своей жизни (Мельхиор скончался 16 марта 1973 г. в местечке Санта-Моника – Калифорния в возрасте 82-х лет) тенор с удовольствием попробовал себя в новом репертуаре – оперетте, и эти записи сделали его имя популярным и в кругу почитателей мелодий Рудольфа Фримля и Зигмунда Ромберга. В своей книге воспоминаний «Музыкальный автопортрет» певец написал: «Музыка Вагнера – моя главная духовная пища, как бифштекс или ростбиф в рационе питания, но человеку нужны также овощи и фрукты, а потому я пою не только Вагнера». Дуэт Катрин и Карла-Франца (партнёршей тенора здесь была Джейн Вильсон) и серенада из оперетты Зигмунда Ромберга «Студент-принц» и заключат мой рассказ о Лауритце Мельхиоре – артисте, которому были подвластны и герои величественного вагнеровского эпоса, и персонажи «доброй, старой» оперетты, одном из тех, кем гордится мировое исполнительское искусство
(З. Ромберг. «Студент-принц». Дуэт – 4’,
Серенада – 3,5’)
Автор передачи М.П. Мальков (9.04.1990)
ПАМЯТИ ЛАУРИТЦА МЕЛЬХИОРА
Звезда Л.Мельхиора (Аллея славы в Голливуде) |
Могила в семейном склепе
|