GENCER LEYLA (ЛЕЙЛА ГЕНЧЕР) (1); (2)
«Из коллекции редких записей»
ЛЕЙЛА ГЕНЧЕР (ТУРЦИЯ)
Двадцатый век, демократизировавший древнее оперное искусство, а с помощью грамзаписи, радио, кино, а позднее телевидения приобщивший к нему огромную многонациональную аудиторию, включая и народы, прежде не ведавшие оперы, сокрушил и неколебимую когда-то монополию романских стран на первенство в этой области. В самом начале нашего столетия (1901 г.) триумфальный дебют Фёдора Ивановича Шаляпина в «Мефистофеле» Бойто на сцене миланской «Ла Скала» засвидетельствовал миру торжество в «храме бельканто» гениального русского оперного артиста, а примадоннами середины века заслуженно признаны гречанка Мария Каллас, австралийка Джоан Сазерленд, американка Мэрилин Хорн, турчанка Лейла Генчер… Уроженке далёкой и экзотической для итальянцев страны (вспомним «Турка в Италии» Россини) было особенно трудно завоевать славу «первой дамы» «Ла Скала», но её выдающееся вокальное и актёрское дарование, художественный интеллект, творческая инициативность и взыскательность заставили знатоков и любителей оперы признать справедливость такой оценки. Ария Леоноры из IV действия оперы Д. Верди «Трубадур» записана Генчер в июне 1956 г., когда главные исполнительские достижения «синьоры турчанки», как называли её в Италии, были впереди, но великолепно поставленный и безупречно повинующийся ей голос, мастерское владение им, ощутимое наслаждение упоительной вердиевской кантиленой, душевная наполненность её пения доказывали готовность к самым значительным творческим дерзаниям...
(Ария Леоноры из «Трубадура» – 5,5’)
Айше Лейла Чейрекгиль Генчер (Генджер) родилась в 1927 г. в селении Полонезкей под Стамбулом, и хотя в школьные годы её планы на будущее неоднократно менялись – она собиралась стать то спортсменкой, увлекаясь плаванием и волейболом, то археологом, то писательницей, то балериной, то драматической актрисой – творческие задатки её натуры не вызывали сомнений. Сохранившая глубокий интерес к истории (её недаром называют в Италии «оперным археологом» из-за страсти познавать забытые театральные произведения), хорошо владеющая пером и словом, много работающая над пластикой, сценическим движением, костюмом и гримом своих персонажей, Генчер смогла в дальнейшем объединить все увлечения детских лет в служении синтетическому искусству оперного театра.
Её первой вокальной наставницей явилась жившая в ту пору в турецкой столице знаменитая испанская певица Эльвира де Идальго, самой известной ученицей которой была Мария Каллас (пожалуй, именно общему педагогу Генчер и Каллас обязаны тем, что стали «драматическими колоратурами»). Уже после дебюта на сцене Государственной оперы в Анкаре (Сантуцца в «Сельской чести» П. Масканьи – 1950 г.) Лейла совершенствуется в любимом искусстве под началом двух выдающихся итальянских вокалистов – сопрано Джаннины Аранджи-Ломбарди и баритона Аполло Гранфорте. В 1954 г. с рекомендательным письмом Аранджи-Ломбарди к директору театра «Сан Карло» Паскуале ди Костанцо Лейла отплывает из Стамбула в Неаполь и вскоре попадает с корабля на … сцену, где вновь поёт Сантуццу. Случай позволил ей работать здесь под руководством Туллио Серафина, который был не только замечательным оперным дирижёром, но и первооткрывателем многих выдающихся исполнительских дарований. Серафин – как это было прежде с Розой Понсель, Магдой Оливеро и Марией Каллас, а вскоре после этого и с Джоан Сазерленд – дал окончательную шлифовку вокальной технике Генчер и посоветовал, в каком репертуаре ей надлежит специализироваться. Туллио Серафин подготовил с ней партию Виолетты Валери в «Травиате» Верди, которую она впервые спела под его управлением в театре «Массимо» (Палермо) в 1955 г., затем выступив в этой роли в Венской Штаатсопер (спектаклем дирижировал Херберт фон Караян) и на своём американском дебюте в Сан-Франциско, а в 1960 г. в театре имени Кирова её услышала в «Травиате» и ленинградская публика...
(Ария Виолетты из IV действия – 3,5’)
Вердиевские героини Л. Генчер
Дебют Лейлы Генчер в «Ла Скала» состоялся в 1957 г.: это были выступления в современных операх – «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка и «Убийство в соборе» Ильдебрандо Пицетти. Примечательно, что по выбору тогдашнего музыкального руководителя театра Виктора де Сабаты недавняя дебютантка участвовала в исполнении «Реквиема» Верди, прозвучавшего в миланском соборе в память о скончавшемся тогда Артуро Тосканини. В дальнейшем репертуар Генчер последовательно расширялся, укрепляя и развивая удивительную пластичность её голоса – колоратурные партии (Лючия, Джильда, Амина в «Сомнамбуле», Эльвира в «Пуританах») дополнились лирическими и лирико-драматическими партиями (среди них нужно выделить роли русского репертуара, славянская экспрессия которых близка Генчер – дочери польки Анели Минаковской: это Татьяна и Лиза в операх П.И. Чайковского и Рената в «Огненном ангеле» С.С. Прокофьева, поставленном на фестивале в Сполето в 1959 г. и ставшем событием в музыкальной жизни Италии), а затем в огромном перечне воплощённых ею на сцене героинь (свыше 70) стали преобладать драматические персонажи опер молодого Верди, Беллини, Спонтини, Доницетти, многие из которых были возрождены для первого исполнения в нашем столетии Лейлой Генчер. Романтические музыкальные драмы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн», «Роберт Деверо», «Катерина Корнаро», «Мария Стюарт», «Велизарий», «Полиэвкт» и другие, чьё сценическое воскрешение в первую очередь связано с именем турецкой певицы, вошли в её жизнь, когда сопрано овладела всем многообразием вердиевского оперного стиля, включая такие произведении итальянского классика, как «Двое Фоскари», «Битва при Леньяно», «Иерусалим», о которых прежде помнили лишь специалисты-музыковеды. В партиях героинь молодого Верди (как, например, Абигайль в «Набукко») она виртуозно оперирует контрастами звучания: гибкость фиоритур, сверкание предельных верхних нот особенно впечатляют в сочетании с глубиной тембра, эмоциональной фразировкой и плотностью красивого грудного регистра. Выходная ария Абигайль из I акта исчерпывающе характеризует горделивую и властную дочь Навуходоносора, готовую в борьбе за царскую корону свергнуть с престола отца и отречься от уз крови...
(Выходная ария Абигайль – 8’)
Соглашаясь с мнением, что Лейла Генчер – прежде всего доницеттиевская певица, посвящавшие ей статьи и исследования итальянские критики (Франко Сопрано, Массимо Мила и др.) неизменно включали в число её лучших, этапных ролей центральную героиню оперы Дж. Верди «Макбет». Леди Макбет стала у Верди главным действующим лицом музыкальной трагедии, злым гением, толкающим на вероломные преступления своего мужа. Демонический образ этой женщины с её железной волей и безграничной жаждой власти нашёл в музыке великого композитора воплощение, достойное Шекспира по силе, правдивости, масштабу страстей и глубокому психологизму. Сцена леди Макбет из второй картины оперы предъявляет к исполнительнице исключительные требования, на которых настаивал Верди, – здесь и искусство драматической декламации (чтение письма Макбета), и выразительный речитатив-размышления героини о способности мужа преступить через совесть ради возвышения и царского венца, и редкая по протяжённости, тесситурной сложности, разнообразию динамических оттенков и темпов ария, завершающаяся бурной стреттой. То, с какой выразительностью, с каким блеском проводит её Лейла Генчер, позволяет причислить турецкую певицу к ярчайшим современным интерпретаторам этой роли.
Лейла Генчер - леди Макбет ("Макбет" Дж. Верди)
... Замок шотландского полководца Макбета Инвернесс. Леди Макбет читает доставленное от мужа послание, описывающее его встречу с вещуньями, которые предсказали ему вступление на королевский трон. Весть эта распаляет честолюбие супруги кавдорского тана – ведь скоро в Инвернесс прибудет и сам король Дункан. Жестокая властительница замка задумывает кровавое злодеяние, расплатой за которое станут потом утрата рассудка и бесславная смерть...
(Сцена леди Макбет – 8,5’)
Автор передачи М.П. Мальков.
«Из коллекции редких записей»
ЛЕЙЛА ГЕНЧЕР (ТУРЦИЯ)
Основная исполнительская деятельность турецкой певицы Лейлы Генчер, рассказ о которой продолжает сегодняшний выпуск нашей программы, проходила на итальянских оперных сценах. Спустя 4 года после её дебюта в Анкаре она впервые выступила на подмостках неаполитанского театра «Сан Карло» (1954 г.), а в дальнейшем на долгие годы связала свою артистическую жизнь с лучшей сценой Италии – миланской «Ла Скала». Родина оперы и бельканто высоко оценила заслуги Лейлы Генчер перед итальянским искусством – ей присвоено звание Кавалера Республики, она удостоена высших артистических наград – «Orfeo d’oro» («Золотой Орфей») и «Cetra d’oro» («Золотая цитра»). По словам самой певицы, особую радость и гордость доставило ей решение муниципалитета города Бергамо – родины великого итальянского композитора Гаэтано Доницетти, избравшего её своей почётной гражданкой за исполнение, популяризацию и возрождение на современной сцене творческого наследия замечательного мастера эпохи музыкального романтизма.
Действительно, несмотря на обширность и разнообразие популярного репертуара, в котором выступала Генчер (вердиевские героини – Виолетта, Аида, Джильда, Амелия в «Бал-маскараде», Леонора в «Трубадуре», беллиниевские Норма, Амина в «Сомнамбуле» и Эльвира в «Пуританах», оперы Моцарта, Чайковского, Пуччини и т.д.), активность её обращений к произведениям, созданным в наше время («Огненный ангел» С. Прокофьева, «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка, «Убийство в соборе» и "Чужестранец" И. Пицетти), главными творческими достижениями и основным вкладом турецкой певицы в современную музыкально-исполнительскую культуру стали её роли в полузабытых или вовсе не звучавших в нашем столетии операх Джузеппе Верди («Двое Фоскари», «Иерусалим», «Битва при Леньяно»), Джованни Паччини («Сафо»), Джоаккино Россини («Елизавета, королева английская»), Гаспаро Спонтини («Весталка»), Винченцо Беллини («Беатриче ди Тенда») и - прежде всего знаменитого «маэстро из Бергамо» («Анна Болейн», «Мария Стюарт», «Роберт Деверо», «Лукреция Борджа», «Велизарий», «Полиэвкт», «Марин Фальеро», «Катерина Корнаро»). Эта подвижническая деятельность Генчер, пошедшей непроторённым творческим путем трудных музыковедческих и филологических изысканий, заразившей своим энтузиазмом и горением многих коллег по сцене, и сделала её героиней того «Ренессанса Доницетти», который позднее распространился и далеко за пределы Италии, значительно расширив представления любителей искусства о «золотом веке» итальянской оперы и наследии одного из самых блестящих её мастеров.
C партнёрами и друзьями по искусству
Первая встреча Лейлы Генчер с «королевами» Доницетти состоялась в июне 1958 г., когда выдающийся современный итальянский оперный дирижёр и исследователь музыкального творчества Джанандреа Гавадзени предложил ей исполнить заглавную партию в «Анне Болейн», записанной под его руководством в туринской студии итальянского радио. Среди опер композитора из Бергамо, посвящённых средневековой, елизаветинской Англии («Анна Болейн», «Мария Стюарт», «Роберт Деверо»), это произведение сыграло особую роль в жизни Доницетти – «Анна Болейн» первой обеспечила ему триумфальный успех и принесла европейскую известность, будучи вскоре после итальянской премьеры поставлена в Вене, Париже и Лондоне. Признанием исключительного дарования её создателя стало и согласие великих певцов XIX столетия Джудитты Пасты и Джованни Баттисты Рубини взять на себя исполнение в ней ведущих партий Анны и лорда Перси. Вплоть до 70-х годов XIX века опера была одной из наиболее репертуарных в итальянских театрах, ею восхищался М.И. Глинка, создавший серенаду на темы из «Анны Болейн», но в нашем столетии она не исполнялась вплоть до 1956 г., а её возрождение связано с именами Марии Каллас и Лейлы Генчер – первых исполнительниц заглавной роли на современной сцене.
Сюжет оперы основан на исторических событиях, запечатлённых в хрониках. Английский монарх Генрих VIII, полюбив Анну Болейн, расстался с первой супругой Катериной Арагонской, чтобы жениться вторично. Но, жестокий и вероломный, он быстро охладел и к новой королеве и, увлечённый придворной дамой из свиты Анны – Джейн Сеймур, искал повод расторгнуть и второй брак. Оклеветанная фаворитами короля, Анна была обвинена в неверности и по решению суда пэров приговорена к казни. Последняя картина оперы происходит в лондонском Тауэре, куда Генрих VIII заточил свою жертву. Рассудок Анны помрачился – она не понимает, почему на глазах верных слуг – слёзы, беспокоится, отчего задержался где-то её любимый супруг, вспоминает Перси, друга детства, чувство которого отвергла, чтобы стать королевой, мечтает снова вернуться в родной дом. Эта сцена сумасшествия – традиционная для романтической оперы – предвосхищает аналогичный эпизод созданной позднее «Лючии да Ламмермур», ставший её кульминацией и обретший особую популярность...
(Ария Анны Болейн – 9,5’)
Знаменательным событием в творческой биографии Лейлы Генчер как зачинательницы доницеттиевского ренессанса стало состоявшееся 2 мая 1964 г. в неаполитанском «Сан Карло» первое в XX веке исполнение оперы «Роберт Деверо», входящей в «елизаветинский» цикл «маэстро из Бергамо». Елизавета, королева английская, уже воплощалась ею на сцене в одноименной опере Джоаккино Россини, но именно премьера «Роберта Деверо», повествующего о драматической истории любви властительницы Британии к графу Эссексу, заставила итальянскую критику сделать вывод, сформулированный Франко Сопрано: «Наделённая исключительным сценическим темпераментом, Лейла Генчер особенно хороша в пластичной кантилене Доницетти, где эмоциональная страстность сочетается с проникновенным лиризмом. Её исполнительская манера – своеобразный синтез романтического бельканто с веризмом, любимым современной аудиторией». Ария Елизаветы из II акта оперы Доницетти «Роберт Деверо» звучит в записи первой исполнительницы этой партии в наши дни – турецкой певицы Лейлы Генчер.
(Ария Елизаветы – 4’)
Рядом с Елизаветой Английской возникает другой доницеттиевский образ Генчер – соперницы венценосной правительницы Британии и жертвы её жестокой воли, шотландской королевы Марии Стюарт. Как выразился Джанандреа Гавадзени, её исполнение заглавной партии в «Марии Стюарт» вернуло это произведение под свет юпитеров после его долгого забвения ленивыми театралами сцены и зала и вынудило главного критика – время признать, что историческая справедливость в оценке этой великолепной музыки восторжествовала. Каватина Марии Стюарт из II акта одноименной оперы Гаэтано Доницетти записана Генчер в июне 1974 г., в сопровождении Туринского симфонического оркестра, дирижер – Джанандреа Гавадзени.
(Каватина Марии Стюарт – 4’)
Отвергнув путь, привычный для многих, – эксплуатации ограниченного, «коммерческого» репертуара и посвятив свою творческую активность исключительно трудной задаче возрождения забытого классического наследия итальянской оперы XIX столетия, Лейла Генчер, по её собственным словам, обрела неповторимую радость ощущения себя первооткрывателем нового художественного мира. Культурная ценность и особая сложность её задачи в то же время гарантировали высокий уровень мастерства и увлечённости её союзников в этом деле – режиссёров, дирижёров, сценографов, вокалистов и тесный духовный контакт с той публикой, что разделяла устремлённость артистки к обновлению и расширению оперной панорамы «золотого века» бельканто. Завершая рассказ о Лейле Генчер как исполнительнице возрождённого ею на современной сцене доницеттиевского репертуара демонстрацией арии Лукреции Борджа из пролога одноименной оперы, записанной под управлением Джанандреа Гавадзени, процитирую ещё раз слова этого выдающегося дирижёра и музыковеда, посвящённые турецкой певице: «По праву её сотрудника во многих захватывающих творческих начинаниях хочу с восхищением отметить богатейшие знания, неустанные художественные поиски, чувство артистического долга Лейлы Генчер. Репетировать с ней – значит всегда искать новые решения, интересные нюансы интерпретации, уводящие от театральной рутины. Это отношение к творчеству характеризует качества подлинного артиста, превыше всего ставящего любовь к нашему искусству – опере».
(Ария Лукреции – 6’)
Автор передачи М.П. Мальков.
Памяти Лейлы Генчер