В 1931 году в своей книге «Где Восток — это Запад» английская писательница и любительница музыки Генриетта Лезме восторженно отозвалась о софийском представлении оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале», назвав этот спектакль «гораздо более живым и более совершенным во всех отношениях, чем тот, который несколькими днями раньше видела на Зальцбургском фестивале; исполнители — Мария Милкова-Золотович (Норина), Пётр Райчев (Эрнесто), Иван Петров (доктор Малатеста), Михаил Попов (дон Паскуале) — и дирижер Асен Найденов создали спектакль, достойный эпохи Фёдора Шаляпина, Тито Скипы и Амелиты Галли-Курчи».
Пионерской роли П. Райчева (первого на болгарской сцене Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского в постановке 1920 года, Флорестана в «Фиделио» Л.Бетховена, Габриэля Адорно в «Симоне Бокканегре» Д. Верди, Ромео в «Ромео и Джульетте» Ш.Гуно, Эрнесто в «Дон Паскуале» и Тонио в «Дочери полка» Г. Доницетти, а в национальном репертуаре — Балдуина в «Царе Калояне» П. Владигерова, Мато в «Саламбо» В. Стоянова, Груйко в «Короле Марко» И. Кавалджиева) это, понятно, не умаляет, и болгарская музыкальная критика уже с 20-х годов отмечала особый художественный ранг его творческой личности: «Гастроль г.Петра Райчева — счастливое событие для нашей оперной сцены. Его выступления в минувшем сезоне оставили у софийской публики незабываемые впечатления: общественность уже тогда достаточно оценила его, предсказав блестящую карьеру на западных сценах. В нашей Опере много та-лантливых артистов, но, бесспорно, пальма первенства в голосовом и сценическом отношениях принадлежит г. Райчеву. Его участие вдохновляет всех исполнителей спектакля: чувствуются общий подъём, взволнованность и старание всех артистов представить оперу возможно более удачно... Выступление Петра Райчева в начале оперного сезона даёт сильный импульс всему нашему исполнительскому творчеству» (рецензия Петко Наумова в газете «Напред» от 7 сентября 1921 года).
В дни, когда родина отмечала 80-летие со дня рождения выдающегося певца, старейший из здравствовавших тогда оперных дирижеров страны, народный артист Болгарии Асен Найденов на страницах газеты «Народна култура» в статье «Истинно большой артист и человек» (18 марта 1967 года) вспоминал своего покойного товарища по искусству: «Кроме исключительных качеств оперного артиста он обладал великолепной, гармонично сложённой фигурой, выразительным и привлекательным лицом, что так сильно воздействовало на зрителей и слушателей в ролях Вертера, Ленского, Рудольфа, Радамеса... Но то, что производило на меня самое сильное впечатление во время нашей совместной работы на репетициях, было всё же другое, что встречаешь у певцов очень редко: он никогда, ни в одной партии не пел и не играл вполсилы. Даже когда требовалось показать какую-то одну фразу или отдельную ноту, он неизменно пел в полный голос, с предельной отдачей всех сил. А как это важно для оперного артиста, как часто грешат в этом отношении те солисты, что постоянно «отдыхают» и, когда приходит их черёд петь и играть на сцене в полную силу, оказываются внезапно перед самыми большими трудностями и неожиданностями... Так он работал и жил — в полную силу».
Теперь и наши читатели смогут познакомиться со словом и делом Петра Райчева, задуматься и улыбнуться, следуя за автором по пути его интересной и счастливой судьбы. Хочу высказать в заключение глубокую благодарность моему софийскому другу д-ру Веселину Секулову. Присланные им книги, фотографии и пластинки П. Райчева позволили мне лучше узнать и полнее оценить замечательного болгарского артиста, внесшего неповторимый вклад в нашу общую славянскую музыкальную культуру, и подготовить это издание.
Максим Мальков