Пн, 22.04.2019
Максим Павлович Мальков
Меню сайта

«Из коллекции редких записей»

МЭРИЛИН ХОРН

(Передача 4-я)

          Творческая деятельность выдающейся певицы XX века, американки Мэрилин Хорн на концертной эстраде отмечена тем же уникальным диапа­зоном репертуара, что и её работа на оперной сцене. И объяснение это­му – не только в редкостной возможности с одинаковой свободой испол­нять произведения, написанные для глубокого контральто и лёгкого, ко­лоратурного сопрано, но и в стремлении выразить яркое природное да­рование во всей многосторонности его граней, раскрывающей богатейшую музыкальную и общую культуру артистки. Многочисленные «живые», тран­сляционные записи, сделанные на её концертах, позволяют интересно по­казать её в испанском, французском, немецком камерном репертуаре (и ­если аудитория того пожелает – я охотно сделаю это). Но для первого знакомства с концертными выступлениями Мэрилин Хорн мне показалось уместнее всего представить её как исполнительницу американских песен и романсов, которые многим нашим слушателям, должно быть, практичес­ки неизвестны. Ведь то насторожённо-враждебное отношение к США, ка­кое насаждалось и подогревалось у нас официальной пропагандой в те­чение десятилетий, касалось и культуры, и музыки этой страны. А меж­ду тем очевидцам ленинградских гастролей таких блестящих американских вокалистов, как Леонард Уоррен, Джордж Лондон, Джером Хайнс, Роберта Питерс, Маттивильда Доббс, далеко не в последнюю очередь запомнились чудесные песни далёкого края – «Shenandoah», «Ohaio», «Carry me back to old Virginy», «Heaven, heaven» и другие. Так и Хорн нередко называют в Европе "послом американской песни", а критик Тор Эккерт в «Christian Science Monitor» написал: «Мы вправе гордиться не только тем, что наша Мэрилин привезла в Миннесоту ред­кого Россини, но и тем, что на подмостках миланской «Ла Скала» она пела американские песни Аарона Копленда и Стивена Фостера». Мелодии своей родины она исполняла и на концерте в Варшаве в 1980 г.,сопрово­ждая их небольшим конферансом и обращениями к публике. Такой близкий контакт со зрительным залом Хорн стремится установить на каждом кон­церте, ведь, по словам певицы, ей "необходимо видеть лица, глаза слушателей, ощущать их настроение...". В том же высказывании, помещён­ном в журнале «Musical America», она дальше говорила: «Мои боль­шие друзья и давние коллеги - Лучано, Пласидо и Хосе (Паваротти, До­минго и Каррерас) – любят выступать в гигантских залах: на "Арена ди Верона», в римских «Термах Каракаллы», в «Вулфтроп-опера» в Вирджинии под открытым небом, а то и на лондонском стадионе Уэмбли. Мне та­кие аттракционы не по душе: не обязательно видеть перед собой море голов или стоять под слепящим лучом прожектора, важнее всего чувство­вать публику...". Недаром, переходя от оперной к песенной части свое­го вокального вечера, она сказала варшавянам: "Насколько я могу су­дить, нам с вами здесь хорошо (dobrze)". Из американских народных песен, прозвучавших тогда, я предлагаю послушать лиричную «The Turtledove» Горлица, горлинка») в обработке Салли Терри.

                                                                                (Амер.нар.песня "Горлинка" – 4,10")

         

               В миланском концерте, проходившем в «Ла Скала» в 1983 г., Мэрилин Хорн исполнила несколько песен старейшего из здравствовавших тог­да творцов американской музыки Аарона Копленда (он скончался в 1990 году в 90-летнем возрасте). Композитор, пианист и дирижёр, создатель 3-х симфоний, ряда балетов (из которых наиболее известны "Родео" и "Весна в Аппалачах") и оперы «Земля обетованная», многих инст­рументальных сочинений, Копленд особенно любим вокалистами англоязыч­ных стран как аранжировщик народных мелодий, собранных им в двухтом­ной антологии "Old American SongsСтаринные американские песни"). Первый сборник под таким названием вышел в свет в I950 г., и музыка эта впервые прозвучала в интерпретации британских друзей Копленда - композитора Бенджамина Бриттена, выступившего тогда в ка­честве пианиста, и тенора Питера Пирса на фестивале в Олдборо (Анг­лия). В него и входят песни «Simple gifts» («Простые дары») - обработка старинной духовной мелодии – и «Long time ago» ("Да­вным-давно") – аранжировка негритянского песнопения, относящегося к началу XIX в. Из 2-го тома антологии, опубликованного в 1954 г., Хорн выбрала полную юмора и задора песню бродячего певца – менестреля «Ching-a-ring» (это звукоподражательное, а потому непереводимое название) и негритянский псалом  "At the river" ( «На берегу реки»). Итак, в обработке Аарона Копленда звучат американские народные песни «Простые дары», «Чинг-э-ринг», «Давным-давно» и «На берегу реки» в исполнении Мэрилин Хорн и её пос­тоянного концертмейстера – американского пианиста Мартина Катца.

                                                                     ( Амер.нар.песни в обр.А.Копленда - 10,10”)

          В каких бы странах ни проходили гастроли Хорн, свои концерты она обычно завершает песней Стивена Фостера «I dream of Jeannie with the light brown hair» («Мне снится Дженни в ореоле её каштановых волос»). Как рассказывает певица в автобиографии, в городах американской провинции она часто слышит приветствия «Hallo, Jeannie!» («и это даже приятнее, чем «Hallo, Marylin», добавляет Хорн).

            О создателе этой мелодии Стивене Фостере ( 1826-1864), называемом на родине "отцом art song“ (“художественной песни"), первом оригинальном, профессиональном композиторе США, следует сказать под­робнее, т.к. это имя слышали у нас, наверное, немногие. Он родился в Питтсбурге и был 9-м ребёнком в семье состоятельного торговца. Немецкий эмигрант, учитель музыки Хайнрих Клебер давал ему уроки игры на фортепиано и начальной теории композиции – это было единственное му­зыкальное образование, полученное Стивеном. Когда мальчику исполни­лось 7 лет, его нянька-негритянка, бывшая рабыня, повела его на вос­кресную службу в приходскую церковь. Стивен с любопытством и испугом смотрел на сосредоточенные и скорбные лица чернокожих прихожан, а их жаркие молитвы, экстатическое пение и страстные возгласы надолго за­помнились ему. Мечтательный, любивший одинокие прогулки подросток начинает сочинять песни, вдохновлённые этими negro spirituals. К 20-ти годам ему удалось опубликовать кое-что из своих произведений и приобрести некоторую известность. Из 200 песен, созданных им за свою недолгую жизнь, более 50 звучат на концертной эстраде США и поныне, а несколько относятся к лучшим и самым любимым американской пуб­ликой произведениям национального камерного репертуара – это прежде всего "Beautiful dreamer” ("Прекрасный мечтатель") и «Джен­ни», обаяние которых, по словам американцев, невыразимо и неповтори­мо. Подобно истинно народным песням, они невероятно быстро расходи­лись по всей стране, их печатали в сотнях тысяч экземпляров, а изда­тели и исполнители сколотили на них целые состояния. Единственным, кого обошло богатство, был непрактичный, легковерный и снедаемый го­рячкой творчества сочинитель этих мелодий. Многие свои произведения он продавал издателям по 8-10 долларов за песню. Разочарования этого романтика и тщетного искателя идеала в личной жизни, ссора с родителями и вечная нужда ввергли его в алкоголизм. Иногда он по целым дням питался только яблоками и помидорами и разлиновывал себе обычную бу­магу, чтобы записать музыку. Нередко Стивен утром сочинял новую пес­ню, днём продавал её издательскому агенту, а вечером пропивал зара­ботанное. Финал его жизни - самый трагичный в музыкальных анналах Америки - наступил в январе 1864 г. После нескольких голодных дней, с высокой от болезни температурой, он, живший в какой-то убогой нью - йоркской гостинице, пошёл умываться и, потеряв сознание, упал. Оско­лок опрокинутого и разбившегося стакана порезал ему горло, Фостера нашли истекающим кровью и отвезли в больницу Бельвью, где через два дня он скончался 37 лет от роду. В кармане его пиджака нашли кошелёк, в котором оставалось 30 центов, и листок бумаги с наброском его пос­ледней песни, по горькой иронии судьбы названной "Милые друзья, не­жные сердца"... В 1940 г. его бюст – единственного американского ком­позитора – был установлен в пантеоне национальной славы в Нью-Йоркс­ком университете... А теперь вернёмся в зрительный зал миланской "Ла Скала" и послушаем заключающие концерт Мэрилин Хорн песни Стивена Фостера - "Прекрасный мечтатель" и " Дженни "...

                                                              ("Прекрасный мечтатель" – 3 ,25", "Дженни" – 4 ,20")

                                                   

Автор передачи М.П. Мальков.

МЭРИЛИН ХОРН (1) (2) (3)

МЭРИЛИН ХОРН В РЕПЕРТУАРЕ ПОЛИНЫ ВИАРДО-ГАРСИА

МЭРИЛИН ХОРН В РЕПЕРТУАРЕ МАРИИ МАЛИБРАН

Форма входа
Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Новости на сайте
Поиск
Copyright MyCorp © 2019
Яндекс.Метрика