Вт, 19.11.2019
Максим Павлович Мальков
Меню сайта

Д.АЙВАЗ : ВОСПОМИНАНИЯ О ГАСТРОЛЯХ Д.А. ДОНАТОВА В ОДЕССЕ

(сентябрь 1949 г. – декабрь 1950 г.)

 

          Весной и летом 1949 года в Одесском оперном театре было много гастролёров, но никто из них не оставил следа в памяти театралов.

          Наступила осень 1949 г. Появились афиши, которые приглашали посетить спектакли «Паяцы», «Сельская честь», «Тоска», «Кармен» с участием «Донато Донатова».

          Кто это? Я не спешила в театр, но в конце октября объявили о том, что 30 октября состоится концерт Донатова в Опере, это заинтересовало.

          Куплены билеты, направляемся в театр. «Театр уж полн…». Обычно перед началом концерта посетители разговаривают в полутьме, некоторые склоняются над программками… А тут наблюдалось другое – зал, если можно так выразиться, дышал полной грудью: повсюду оживлённые беседы, в руках у многих фотографии артиста, обмениваются мнениями о спектаклях с его участием. Появление певца встретили горячими аплодисментами.

          На сцене стоял высокий, элегантно одетый человек с волевым, мужественным и красивым лицом. Голос звучал свободно, ровно, поражал необычайно мягкий и обаятельный тембр, дикция прекрасная – каждое слово арии, романса, песни летело в зрительный зал, наполненное переживаниями певца, и было осязаемо… Мы чувствовали духоту летней ночи и вдыхали аромат сирени, заражались энергией бурлящих потоков вешних вод, нас чаровали звуки «Тарантеллы», а «Тройка» уносила в бескрайние степи России…

          Успех был огромный. На рояле – цветы, цветы! Но, пожалуй, самое главное – это восторженные, сияющие лица вокруг! В театре был праздник!

          С этого вечера наша семья превратилась в искренних почитателей и друзей Доната Антоновича. Уже прошло почти 50 лет с того знаменательного дня, но чувство праздника, которое даровал этот талантливейший артист, свежо до сих пор. Безмерная благодарность ему за то, что принёс своим искусством столько радости людям. Мы посещали все спектакли Донатова. Какое перевоплощение, какие разные душевные порывы, какие костюмы, мастерство грима! В этом художнике сцены всё было прекрасно!

Д.Донатов - Герман ("Пиковая дама"  П.И. Чайковского)

          Несколько слов о «Пиковой даме». Для меня Донатов – Герман – непревзойдённый исполнитель этой роли, вокальное и сценическое мастерство породили здесь незабываемый образ.      Вспоминаю такой момент. 1 действие. Диалог между Томским и Германом:

- Скажи мне, Герман, что с тобою?

- Со мною? Ничего!...

          И далее заключительные слова – признание:

- Я болен, болен…

Я – влюблён!

          Ни один артист, из тех, что я слышала, не вкладывал столько страсти, таких эмоций в эти несколько фраз. Зал разделял чувства героя и бурными аплодисментами поддерживал его. Такого не бывало в других спектаклях «Пиковой» - оркестр умолкал, это длилось несколько минут…

          А сколько нежности и волнения звучало в ариозо «Прости, небесное созданье…» (как обидно было, что эти слова адресовались далеко не «небесным созданьям»…)!

          Неизгладимое впечатление оставляла сцена в спальне графини. Здесь великое искусство творили певцы с высочайшей музыкальной культурой – Вера Павловна Попова и Донат Антонович Донатов. Не побоюсь сказать – они потрясали публику!

          Напряжение нарастало… «Казарма». Герман один, но он приковывал к себе внимание: каждый жест, шаг, мимика – всё обдуманно, всё впечатляет…Мы понимали горе и душевную боль Германа. Занавес. Шквал аплодисментов – награда артисту!

          Как было жаль погибающего Германа! Как прав Пушкин:

« Что наша жизнь? Игра ! »

          Теперь, вспоминая спектакли с участием Донатова, понимаешь, почему с момента приобщения к его искусству люди жили только его гастролями, а всё остальное отступало на второй план. Стало традицией после спектаклей обмениваться впечатлениями, время проходило быстро, домой возвращались в час-два ночи, а ведь была снежная морозная зима…

          Некоторые ждали выхода Доната Антоновича из театра. Рассказывали, каким он был приветливым, доступным, подписывал фотографии, делился своими планами. Его слушали с большим вниманием, никто не позволял себе вольностей. Тут присутствовала не только молодёжь, были и пожилые люди, которые помнили Шаляпина, Собинова, Титта Руффо и других великих певцов, что придавало особую теплоту и значительность этим кратким встречам.

          Наступила весна 1950 г. Донатова пригласили в Тбилиси. Как вспоминает известный грузинский артист Б. Кравейшвили в книге «Из прошлого», «город был покорён Донатовым». Но, как и в Одессе, не все радовались успеху певца. Появляются и жестокие, мстительные враги.

          В газете «Молодой сталинец» от 4 апреля 1950 г. появилась статья «Жоржетты и их кумир» - типичный пасквиль времён оголтелой кампании космополитизма. Но донатовцы в Одессе читали между строк: Донатов победил в Тбилиси! Ждали возвращения триумфатора. И опять – «Пора нам в Оперу скорей!».

       

                                                                                                              

          И вдруг прекрасная новость: Донатов будет ставить вердиевского «Отелло»! Раскрывалась ещё одна грань таланта артиста.

          До нас доходили сведения о необычайной требовательности режиссёра к труппе, к художнику, гримёрам, модельерам, знали, что не всегда доволен хором, оркестром. Администрация потребовала от Донатова петь партию Отелло на украинском языке!

          На 15 мая была назначена генеральная репетиция. Обычно в такой день в полутёмном зале присутствуют несколько специалистов, которые после просмотра выносят свой вердикт. Но произошло невероятное – зал был полон, все ждали чуда.

          Погас свет, заиграл оркестр, поднят занавес. Зрители потрясены увиденным, раздаётся гром аплодисментов – и это повторялось в начале каждого нового действия. Конечно, художник Черлениовский – мастер своего дела. Декорации, их стиль, сочные прекрасные краски – всё завораживало. Костюмы, грим, реквизит – всё впечатляло. Но каждый знал – за всем этим стоит тонкий вкус, высокая культура, большая взыскательность режиссёра-постановщика Д.Донатова.

 

 

 

          Отелло – Донатов – многогранный и разноплановый образ: полководец, губернатор Кипра, любящий супруг, безумный и жестокий ревнивец… Какие замечательные, невиданные доселе костюмы, грим, прическа, пластика!

           Как прекрасно звучал голос певца в дуэте из 1-го действия – любовь Отелло безгранична, безмерна…

          Во 2-м и 3-м актах всё меняется, яд в его доверчивую душу вселён, нарастают сомнения и ревность. Потрясение Отелло страшно, нужно понять этого разгневанного, теряющего рассудок, глубоко несчастного человека и всегда помнить, что перед нами – мавр!!

          4-е действие. Спальня Дездемоны. Какая гамма чувств, какая борьба в душе Отелло! Всё это ощущают слушатели. Звучит фраза: «Чи молилася ти сьогоднi ?». Зал не шелохнётся… Да! Отелло душит любимую, прекрасную женщину. Но сколько муки и трагизма в его словах: «Мертва,мертва!!». Отелло убивает себя – ему не нужна земная жизнь. Занавес медленно опускается. Все под огромным впечатлением от увиденного и услышанного. Понадобилось время, чтобы присутствующие пришли в себя после пережитого. А затем – гром аплодисментов! Народ принял спектакль и выразил свой восторг. Не знаю, была ли ещё где-либо такая генеральная репетиция, но в Одессе её никогда не было и, думаю, не будет!

          18 мая 1950 г. – премьера. Всё повторилось: грандиозный успех, море цветов, улыбки счастья на лицах. Праздник состоялся. Опера «Отелло» вошла в репертуар театра.

          И тут грянул гром. Одесский композитор Орфеев, чьей рукой двигали недруги Донатова, поспешил напечатать статью, в которой дал яростно негативную оценку как постановке, так и исполнителю главной роли («Большевистское знамя» от 4 июня 1950 г.). Конечно, это был удар в спину, но Д.Донатов и его почитатели стойко перенесли эту мерзость. Спектакль шёл с огромным успехом при полных аншлагах.

          Донат Антонович был на высоте. Очень волевой и стойкий человек! Видимо, большую роль играла безоговорочная поддержка зрителей и их открытый протест против клеветы, а также вышедшая вскоре статья одесского журналиста Андриевского с объективной оценкой премьеры («Чорноморьска комуна» от 27 августа 1950 г.).

          В этом (1995) году исполняется 45 лет со дня постановки «Отелло» Д.Верди в Одессе. Всё плохое отошло, остались яркие воспоминания о прекрасном режиссёре-постановщике и исполнителе партии Отелло Донате Антоновиче Донатове.

          Прошло лето 1950 г., наступила осень. Одесская Опера пустовала. Дирекция вынуждена была поклониться Донатову. И он, нежно любя Одессу, обещал приехать. Опять мы пребывали в ожидании.

          Узнав, что 17 ноября 1950 года исполняется 15 лет творческой деятельности певца, готовимся отметить эту дату в жизни любимого артиста. Однако враги не дремали. Дошло до того, что директор Одесского оперного театра Алексеев запретил выносить на сцену цветы. Но можно ли было таким позорным распоряжением остановить донатовцев, которые решили отметить юбилей Донатова?!

           Наступило 5 ноября 1950 г. В этот день давали «Пиковую даму» (интересно, что именно с этой оперы начался творческий путь артиста). События развивались так: все женщины и мужчины, которые переступали порог театра, были неохватно полными людьми (благо, администрация не решилась обыскивать публику). Настроение в театре необыкновенно приподнятое. Действие сменяет действие, картина – картину, и вот, наконец, «Казарма». Отзвучали последние звуки оркестра, опущен занавес. Но через минуту опять поднят. Выходит Д.А.Донатов, его приветствуют овацией, и вот тогда сотни букетов белых хризантем полетели на сцену. Донатов стоял на ковре из цветов. Занавес поднимали 11 раз! Как жаль, что это торжество, это великолепное зрелище не зафиксировано телевизионной камерой! Такого никогда ни до, ни после Одесская Опера не видела. Как горько было сознавать, что больше никогда Донатов не будет радовать нас своим искусством. Зависть и подлость сделали своё чёрное дело. «Ведь песнею (Донатова) кончается всё лучшее на свете».

          23-е и 24-е декабря 1950 г. Донат Антонович давал свои прощальные концерты в филармонии. Вновь огромное наслаждение от исполнения певца, опять нескончаемые аплодисменты, опять цветы,цветы.. Но каждый понимал, что это – расставание…

          Не могу не сказать несколько слов о человеке, который создавал «цветочный антураж» выступлений Донатова. Это была скромная труженица, заведующая магазином цветов. Она ещё до революции обучалась искусству составления букетов, что так пригодилось во время гастролей Донатова.

          Помню, впервые я пришла в её магазин с просьбой подобрать цветы для подарочной корзины. Продавщица, похоже, как-то нехотя делала это. Но когда я подала конверт с указанием адресата, то Елена Акимовна (так звали заведующую) воскликнула: «Почему же Вы сразу не сказали, что это цветы для Доната Антоновича?!». Оказалось, она тоже была его почитательницей и с того дня выполняла любые мои, даже самые замысловатые задумки. Расскажу о «героическом» поступке этой очень пожилой женщины. Последние концерты Доната Антоновича проходили в конце декабря – цветов не было. А мне хотелось преподнести ему розовые хризантемы и ёлочку к Рождеству по новому стилю.

          Елена Акимовна поддержала эту идею, для осуществления которой поехала … в другой город, в Винницу, к знакомому флористу-коллекционеру, который в оранжерее выращивал (даже зимой) хризантемы.

          Цветы прибыли, ёлочку подобрали, и в филармонии на рояле стояла изумительная по красоте корзина из розовых хризантем, а на другом концерте – ёлочка в ярких игрушках.

 

          Праздник души закончился, но прошло несколько десятков лет и опять имя Донатова всколыхнуло Одессу. Связано это с важными юбилейными датами. В феврале 1994 г. мы отметили 80-летие Доната Антоновича, а осенью этого же года – 45-летие со дня начала гастролей артиста в Одессе. Весной 1995 г. мы будем отмечать 45-летие постановки «Отелло».

          По одесскому радио прошли две интересные передачи о творчестве Д.А.Донатова, звучала пластинка с записями его выступлений. В газете «Слова» помещена статья большого меломана и поклонника Донатова, профессора Одесского Политехнического Университета В.С. Максименко. Осенью этого (1995) года мы будем праздновать знаменательную дату – 60-летие творческой деятельности певца.

           Земной поклон Донату Антоновичу за праздник, который он подарил нам на всю жизнь!

          Говоря словами поэта, пожелаем замечательному человеку и артисту:

«Лет до ста расти

Вам без старости!»

 

 

Февраль 1995 .

Одесса   

Диана Семёновна Айваз

Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Новости на сайте
Поиск
Copyright MyCorp © 2019
Яндекс.Метрика