«Последняя передача «Из коллекции редких записей» сделана, как обычно, с большим вкусом.Редкие по красоте голоса и блистательное мастерство исполнителей заставили вновь испытать то волнение, которое всегда возникает при встрече с прекрасным». В. Романова.
«Уважаемые товарищи! Я впервые услышала передачу «Из коллекции редких записей» и сразу решила вам написать. Потому что передача эта замечательная. Как хорошо, что есть люди, я имею в виду коллекционера Максима Малькова, которые щедро делятся с другими тем, что имеют сами. Большое спасибо за возможность встретиться с замечательными певцами, которую вы предоставляете всем радиослушателям — любителям музыки». Я. Самойлова.
«Уважаемый товарищ Мальков! Хочу сказать вам большое спасибо за вашу прекрасную работу. Передачи «Из коллекции редких записей» доставляют мне и моим друзьям огромное удовольствие. С большим нетерпением жду каждую из них. В моей записной книжке — названия всех передач цикла. И когда я перелистываю страницы, передо мной вновь возникают эпизоды передач, я как бы заново слышу голоса любимых певцов...» Н. Берсон.
Да, в адрес этой передачи приходит много писем. . . И в каждом — слова благодарности ее авторам, просьбы повторить передачу, посвященную тому или иному певцу. И еще — просьбы рассказать о её ведущем — ленинградском коллекционере Максиме Павловиче Малькове. Выполняя ваши просьбы, наш корреспондент Л. Кременецкая встретилась с М. П. Мальковым и попросила его ответить на несколько вопросов.
Максим Павлович, чаще всего в письмах радиослушателей встречаются вопросы, касающиеся вашей коллекции. Итак, как и из чего она складывалась?
— Прежде всего, я считаю, что коллекционирование - это не просто механическое, случайное прибавление новой пластинки, книги, марки к уже имеющимся. Коллекцией подобное собрание становится лишь тогда, когда преследует определенную цель, если угодно, исследовательского свойства, комплектуется с учетом конкретной темы. В настоящее время очень распространены собрания, посвященные творчеству классиков- Баха, Верди,как и коллекции «шаляпинистов», «собинистов», «карузистов», стремящихся возможно полнее изучить исполнительскую деятельность своих кумиров.
Что касается меня, то, сохраняя большую привязанность к искусству этих великих вокалистов, их предшественников, современников и преемников и стремясь по возможности увеличить их представительство в собрании (так, скажем, мне удалось довольно полно представить в коллекции творчество выдающегося русского оперного певца, режиссера и антрепренера Николая Николаевича Фигнера), я, однако, вижу особый интерес в том, чтобы собрать записи певцов, представляющих различные национальные исполнительские школы.
— Какие же школы представлены в вашей коллекции?
— Моя коллекция насчитывает более 4000 пластинок. В ней представлены итальянская, французская, немецкая школы и близкие к ним - скандинавская, английская...
— А к какой из них вы испытываете наибольший интерес, если хотите, даже привязанность?
— Лично меня очень интересует творчество славянских народов. Возможно, полученное мной образование филолога-слависта и работа над переводом опубликованных у нас воспоминаний выдающейся польской певицы Янины Вайды-Королевич и болгарской монографии о Борисе Христове предопределили интерес именно к этой теме. И еще. Прославленные имена польских вокалистов Яна и Эдварда Решке, Марцелины Зембрих-Коханьской, Ады Сари, Адама Дидура, чешских певцов Эммы Дестинн, Лео Слезака, Ярмилы Новотной, болгарского сопрано Христины Морфовой и многих других замечательных оперных артистов-славян составляют гордость и славу мировой оперной сцены.
— А какую тему вы стремитесь раскрыть в передачах «Из коллекции редких записей»?
— Основная тема этого цикла — исследование вопроса о традициях и современных чертах исполнения русского репертуара виднейшими зарубежными вокалистами. Радостно сознавать огромную популярность в мире нашего оперного творчества, неизменно высокий престиж искусства великих русских композиторов.
-- Как началось ваше содружество с Ленинградским радио?
— В 1964 году на Ленинградском радио прозвучали первые передачи, которые я подготовил. Это были циклы «Неаполитанская песня и ее мастера», «Выдающиеся исполнители в легком репертуаре». Эти передачи помогли сориентироваться и в конце концов подойти к подготовке цикла «Из коллекции редких записей».
Огромную помощь при подготовке и создании каждой передачи мне оказывают сотрудники музыкальной редакции. И особенно редактор Галина Анатольевна Быстрова и звукорежиссер Евгения Зиновьевна Колесова.
— Какие интересные встречи ждут радиослушателей в этом году?
— Прежде всего хочу сказать об очередной передаче. 14 мая прозвучит рассказ о прекрасной венгерской певице Сильвии Гести. В планах на будущее — передача, посвященная замечательному болгарскому тенору, режиссеру и педагогу Петру Райчеву, одному из основоположников национального оперного театра. На родине его называют «отцом болгарской оперы». Личность этого артиста, которому посчастливилось быть другом Шаляпина и Неждановой, Станиславского и Немировича-Данченко, Репина и Леонида Андреева, Маяковского и Стефана Цвейга, которому довелось встречаться с В. И. Лениным и Максимом Горьким, на мой взгляд, необычайно интересна и привлекательна.
Думаю осуществить и мою давнишнюю мечту — создать передачу «Поэзия Анны Ахматовой в музыке».
На снимке: М. П. Мальков.
Афиша (худ. А.С. Матлашенко) к выставке в Доме Радио.
|