MOFFO ANNA (АННА МОФФО) (1); (2)
«Из коллекции редких записей»
АННА МОФФО
После того, как несколько лет назад в нашей рубрике прозвучала передача, посвящённая Анне Моффо, в редакцию пришло немало писем с просьбой повторить в её исполнении такие произведения, как «Вокализ» С.В. Рахманинова и ария из «Бразильской бахианы» №5 Эйтора Виллы-Лобоса, что мы неоднократно делали. Радиослушатели просили также подробнее познакомить их с биографией и искусством этой незаурядной артистки. Поскольку в лице Анны Моффо мы, действительно, имеем дело с одним из самых гармоничных и ярких исполнительских дарований современной оперной сцены и музыкального кино- и телеэкрана, охотно выполняем это пожелание.
В литературе о мастерах мирового музыкального театра имя Анны Моффо обычно сопровождается определением «итало-американская певица». Оно справедливо, так как она родилась 27 июня 1935 г. в городе Уэйн (штат Пенсильвания, США), но её родителями были итальянцы, сравнительно незадолго до этого переселившиеся в Америку, а творческая родословная Моффо, безусловно, восходила к родине её предков. У итальянского педагога – Джаннини-Грегори обучалась она в филадельфийском Институте Кёртиса. Биографы певицы рассказывают, что однажды в Филадельфию приехал крупный импресарио Артур Джадсон, чтобы в музыкальном институте послушать скрипача, которого ему хвалили: он внимательно выслушал его игру, но ехать с собой в Нью-Йорк для представления авторитетным музыкантам предложил молоденькой девушке, которая пела в студенческом концерте под аккомпанемент скрипки. Это и стало началом артистического пути Анны Моффо. Джадсон и его друзья выхлопотали для неё стипендию из фонда Фулбрайта, которая позволила Анне выехать в Италию и продолжить здесь музыкальное и общее образование, а затем она в течение 20 лет жила в Риме. Университет в Перудже дал ей диплом филолога и музыковеда, а столичную академию «Санта Чечилиа» она завершила по классам рояля и сольного пения (её вокальными наставниками стали известные педагоги Мерседес Льопарт и Луиджи Риччи). Театральный дебют певицы состоялся на сцене Оперы в Сполето (Норина в «Дон Паскуале» Доницетти), но неизмеримо важнее оказался её дебют на телевидении 24 января 1956 г., когда исполнение роли мадам Баттерфляй в экранизации пуччиниевского шедевра принесло ей практически за один вечер всеитальянскую, а затем европейскую известность. «La bella colla voce angelica» – «Красавица с ангельским голосом» – таково было заключение публики, музыкальной критики, театральных агентств, за которым последовали приглашения выступать в «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Гранд-Опера», «Ковент-Гарден». Моффо часто называют «оперной звездой телевизионной эры», подразумевая при этом не скромность голосовых средств, нуждающихся в микрофонном усилении (её голоса вполне хватало для 20-тысячной аудитории «Арена ди Верона», где она пела «Травиату»), а редкое сочетание молодости, красоты, обаяния, прекрасной вокальной техники, драматического дарования, которое запечатлели телеэкранизации «Сомнамбулы» В. Беллини, «Лючии ди Ламмермур» и «Дочери полка» Г. Доницетти, «Травиаты» и «Фальстафа» Верди, «Служанки-госпожи» Д. Перголези.
«Если бы в пору моего дебюта не существовало телевидения, мне пришлось бы затратить целые десятилетия, чтобы составить себе европейское имя», – говорила Моффо, и вскоре ей представилась отличная возможность отблагодарить «десятую музу». Тогдашний главный режиссёр итальянского телевидения Марио Ланфранки предложил ей создать и вести на голубом экране многосерийный цикл под названием «Бельканто». Здесь ей пригодились знания филолога и музыковеда, и природное чувство юмора, и многогранные творческие качества. В этом сериале, по предложению Моффо, были использованы киноматериалы с участием Беньямино Джильи и Тито Скипы, снимались её коллеги по сцене – Рената Тебальди, Антониэтта Стелла, Грациэлла Шутти, Марио дель Монако, Тито Гобби, Джан-Джакомо Гуэльфи и другие, а в колоратурном и лирическом репертуаре сопрано она выступала сама. Цикл открывала передача о Джоаккино Антонио Россини, и старейший итальянский дирижер тех лет Туллио Серафин – первооткрыватель таких знаменитых вокалистов, как Роза Понсель, Лоуренс Тиббетт, Мария Каллас – представлял публике свою последнюю «находку» – Анну Моффо, певшую под его управлением арию Семирамиды из 1-го акта одноименной оперы. ... В роскошном королевском дворце Вавилона царица Семирамида ждёт встречи со своим возлюбленным, отважным воином Арзаче, предвосхищая момент свидания...
(Россини. «Семирамида». Ария из 1-го акта – 7”)
Винченцо Беллини, которому посвящалась следующая передача цикла «Бельканто», был автором ряда опер, шедших с участием Анны Моффо, – «Капулети и Монтекки» (Джульетта), «Пуритане» (Эльвира), «Сомнамбула» (Амина). Пленительная элегическая кантилена Беллини – одно из драгоценных достояний его творчества, и – по словам Анны Моффо – характернейший её пример – ария Амины «Ah, non credea mirarti» («Ах, я не смела и думать») из последней картины оперы, заканчивающаяся счастливым пробуждением сомнамбулы-Амины в объятиях любящего её Эльвино. В этой арии и звучит тема народной канцоны «Fenesta ca lucive» («Не светится оконце»), служащая лучшим доказательством кровного родства композитора и итальянского песенного мелоса. Ария Амины прозвучит в исполнении Анны Моффо и лондонского оркестра «Филармония», дирижер Колин Дэвис.
(Беллини. «Сомнамбула». Ария Амины – 5”)
Гаэтано Доницетти, в операх которого – «Анна Болейн», «Линда ди Шамуни», «Дон Паскуале», «Дочь полка» – с удовольствием выступала Анна Моффо, для неё всё же прежде всего является автором «Лючии ди Ламмермур». Как комментировала певица, Доницетти заставил весь мир забыть, что героиню «Ламмермурской невесты» Вальтера Скотта звали в действительности Люси, но зато его «Лючия», живущая на оперной сцене уже полтора столетия, дала персонажам шотландского романиста ту волнующую страстность, нежность, психологическую глубину, которые не позволят забыть о них многим поколениям людей. А нашему поколению трудно забыть Лючию Анны Моффо – одно из её лучших вокально-сценических созданий. Сегодняшний рассказ о выступлениях певицы в операх итальянских классиков эпохи «бельканто» завершит дуэт Лючии и Эдгара из I-го акта «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти. Поют Анна Моффо и Карло Бергонци, оркестр граммофонной фирмы «Эр-Си-Эй – Итальяна», дирижер Жорж Претр…
(Доницетти. «Лючия». Дуэт из I-го акта – 9,58”)
Автор передачи М.П. Мальков (11.07.1986)
«Из коллекции редких записей»
АННА МОФФО
Сегодняшний рассказ посвящается вердиевским героиням известной современной оперной певицы Анны Моффо. Американка по месту рождения, она художественно сформировалась на родине своих предков – в Италии и, естественно, не могла пройти как представительница национальной исполнительской школы мимо наследия великого мастера итальянского оперного искусства, «маэстро из Буссето».
Уже два года спустя времени её театрального дебюта, в марте 1957 года, она появляется в миланской «Ла Скала» в первой из своих вердиевских ролей, которой стала Нанетта в «Фальстафе» – последней опере композитора. Музыкальный руководитель этой постановки, показанной затем на Зальцбургском фестивале, Херберт фон Караян призвал для осуществления этого жизнеутверждающего и оптимистического спектакля к сотрудничеству виднейших мастеров тогдашней мировой оперной сцены – Тито Гобби (Фальстаф), Элизабет Шварцкопф (Алиса), Роландо Панераи (Форд), смело включив в их ряд недавнюю дебютантку Анну Моффо. Её Нанетта стала как бы лирическим полюсом этого увлекательного музыкального повествования о радостях, огорчениях и трагикомических перипетиях любви, изведанных сэром Джоном Фальстафом, которого – наряду с ревнивцем Фордом – так ловко провели веселые виндзорские кумушки. Любовь Нанетты Форд и юного Фентона – самое поэтичное и светлое воплощение этого чувства, которому подвластны все персонажи «Фальстафа», и «il grande vecchio» («великий старец») Верди – впервые в своём творчестве – подарил ей счастливый финал. ... Последняя картина оперы – сумрачный, полуночный Виндзорский лес, куда проказницы заманили на свидание старого греховодника Фальстафа, вскоре его огласят насмешки над вновь попавшим впросак старым толстым рыцарем, но покуда здесь звучит нежная песня Нанетты, зовущей своего милого...
(Верди. «Фальстаф». Песня Нанетты из III-го акта – 3”)
Вслед за «Фальстафом» вердиевский репертуар Анны Моффо пополняется её самыми знаменитыми ролями – Джильды в «Риголетто» и Виолетты в «Травиате», но показателем её увлечённости музыкой Верди могут служить не только спетые в театре партии: в начале 60-х годов она записала на пластинки арии из опер великого композитора, в которых ей не доводилось выступать на сцене, – из «Сицилийской вечерни», «Эрнани», «Симона Бокканегры», «Жанны д’Арк», «Трубадура», «Бал-маскарада», «Отелло» и «Аиды». А в театральной практике Анны Моффо её особой удачей и заслугой следует считать возрождение на современной оперной сцене вердиевской «Луизы Миллер». Возможно, не только Моффо – певице и актрисе, но и Моффо – музыковеду любители искусства обязаны появлением спектаклей и полных грамзаписей этой оперы, незаслуженно долго остававшейся в тени забвения. Великолепным исполнением заглавной партии она доказала, что эта партитура не столько завершает собой период, названный самим Верди «галерными», каторжными годами творчества, сколько предвосхищает и открывает его расцвет, великую триаду – «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Тема нравственного долга, душевного благородства, самопожертвования становится центральной уже в «Луизе Миллер», созданной на сюжет трагедии Шиллера «Коварство и любовь». ... По наущению преследующего Луизу безжалостного и коварного Вурма – секретаря графа Вальтера, её отец – старый Миллер брошен в темницу и приговорён к смерти. Чтобы спасти его, девушка соглашается с требованием Вурма написать письмо, навсегда разлучающее её с любимым Родольфо (так именуется в либретто шиллеровский Фердинанд) – жизнь отца для Луизы дороже собственного счастья… Арию Луизы и финал сцены с Вурмом из 2-го действия оперы Верди «Луиза Миллер» вы услышите в исполнении Анны Моффо и Эцио Фладжелло, оркестр под управлением Фаусто Клевы…
(Верди. «Луиза Миллер». Ария и финал II-го акта – 8”)
Звучащая в этой сцене у кларнета грустная мелодия впоследствии была повторена Верди в «Травиате» в момент, когда Виолетта готовится расстаться с Альфредом и пишет ему прощальное письмо. Множество раз слышала её Анна Моффо в своей любимой опере, в своей лучшей роли, о которой известный английский критик и издатель журнала «Опера» Харольд Розенталь написал: «Красота, обаяние и глубокая человечность её Виолетты сделали этот образ самым гармоничным и волнующим из всех, что я храню в памяти». Выступления в «Травиате» отметили собой такие этапные события в творческой биографии Анны Моффо, как дебют в нью-йоркской «Метрополитен-опера» (декабрь 1969 г.), первое исполнение этой оперы в новом здании «Мета» – в «Линкольн-центре», триумфальные гастроли в составе труппы венецианского театра «Ла Фениче» в столице ГДР, спектакли в Будапеште, Париже, Вене, Лондоне, Барселоне и, наконец, участие в фильме-опере (1967 г.), где её партнёрами были молодой тенор Франко Бонисолли (Альфред) и ветеран итальянской оперной сцены и музыкального экрана Джино Беки (Жорж Жермон). «Если бы она и не пела, – сказал оперный критик Родольфо Челлетти, – то стала бы лучшей в кино Виолеттой, а она ещё поёт и поёт волшебно». Самой Моффо памятнее всего её дебют в этой роли в «Мете», о котором певица рассказывала итальянским журналистам: " Покойный замечательный тенор «Метрополитен-опера» Ричард Такер назвал меня после этого спектакля «женщиной без нервов», хваля моё самообладание. Ричард, конечно, ошибался – я волновалась безумно, да и обстоятельства, в которых пришлось выступать, к спокойствию не располагали – это был мой срочный ввод на главную роль вместо внезапно заболевшей Джоан Сазерленд, что называется «all’improvviso», на скорую руку, рождественская пора заставляла предполагать, что и публика озабочена, в основном, проблемами праздничного стола, а не знакомством с новой Виолеттой, да и лучшую вокальную форму не обеспечишь по заказу. Выход был один – собраться с силами, взять себя в руки и осознать, какое это счастье – петь изумительную музыку Верди и трогать человеческие сердца великодушием и самоотверженностью моей героини".
Виолетта ("Травиата" Дж.Верди). МЕТ.
Виолетту Анны Моффо вы услышите в двух дуэтах с Альфредом, как бы обрамляющих собой сценическую историю романа «дамы с камелиями», – это объяснение героев оперы в I-м акте, когда, услышав признание юноши, «Травиата» сначала пытается обратить всё в шутку, но душевное волнение передается и ей, отзываясь глубоким и беззаветным чувством, и элегический ансамбль «Parigi, o cara» из последнего действия – мечта о расставании с Парижем, со всеми пережитыми здесь страданиями и печалями, о счастливой жизни вдвоём вдали от суетного и жестокого света, мечта, которую разрушает трагическая развязка действия – смерть Виолетты... В сценах из «Травиаты» участвуют Анна Моффо – Виолетта Валери, Ричард Такер – Альфред Жермон, Пьеро ди Пальма – Гастон, дирижер Фернандо Превитали...
(Верди. «Травиата». Дуэты Виолетты и Альфpeдa из I и IV-го актов – 9,44”)
Автор передачи М.П. Мальков (17.07.1986)