«Из коллекции редких записей»
МЭРИЛИН ХОРН
(Передача 4-я)
Творческая деятельность выдающейся певицы XX века, американки Мэрилин Хорн на концертной эстраде отмечена тем же уникальным диапазоном репертуара, что и её работа на оперной сцене. И объяснение этому – не только в редкостной возможности с одинаковой свободой исполнять произведения, написанные для глубокого контральто и лёгкого, колоратурного сопрано, но и в стремлении выразить яркое природное дарование во всей многосторонности его граней, раскрывающей богатейшую музыкальную и общую культуру артистки. Многочисленные «живые», трансляционные записи, сделанные на её концертах, позволяют интересно показать её в испанском, французском, немецком камерном репертуаре (и если аудитория того пожелает – я охотно сделаю это). Но для первого знакомства с концертными выступлениями Мэрилин Хорн мне показалось уместнее всего представить её как исполнительницу американских песен и романсов, которые многим нашим слушателям, должно быть, практически неизвестны. Ведь то насторожённо-враждебное отношение к США, какое насаждалось и подогревалось у нас официальной пропагандой в течение десятилетий, касалось и культуры, и музыки этой страны. А между тем очевидцам ленинградских гастролей таких блестящих американских вокалистов, как Леонард Уоррен, Джордж Лондон, Джером Хайнс, Роберта Питерс, Маттивильда Доббс, далеко не в последнюю очередь запомнились чудесные песни далёкого края – «Shenandoah», «Ohaio», «Carry me back to old Virginy», «Heaven, heaven» и другие. Так и Хорн нередко называют в Европе "послом американской песни", а критик Тор Эккерт в «Christian Science Monitor» написал: «Мы вправе гордиться не только тем, что наша Мэрилин привезла в Миннесоту редкого Россини, но и тем, что на подмостках миланской «Ла Скала» она пела американские песни Аарона Копленда и Стивена Фостера». Мелодии своей родины она исполняла и на концерте в Варшаве в 1980 г.,сопровождая их небольшим конферансом и обращениями к публике. Такой близкий контакт со зрительным залом Хорн стремится установить на каждом концерте, ведь, по словам певицы, ей "необходимо видеть лица, глаза слушателей, ощущать их настроение...". В том же высказывании, помещённом в журнале «Musical America», она дальше говорила: «Мои большие друзья и давние коллеги - Лучано, Пласидо и Хосе (Паваротти, Доминго и Каррерас) – любят выступать в гигантских залах: на "Арена ди Верона», в римских «Термах Каракаллы», в «Вулфтроп-опера» в Вирджинии под открытым небом, а то и на лондонском стадионе Уэмбли. Мне такие аттракционы не по душе: не обязательно видеть перед собой море голов или стоять под слепящим лучом прожектора, важнее всего чувствовать публику...". Недаром, переходя от оперной к песенной части своего вокального вечера, она сказала варшавянам: "Насколько я могу судить, нам с вами здесь хорошо (dobrze)". Из американских народных песен, прозвучавших тогда, я предлагаю послушать лиричную «The Turtledove» («Горлица, горлинка») в обработке Салли Терри.
(Амер.нар.песня "Горлинка" – 4,10")
В миланском концерте, проходившем в «Ла Скала» в 1983 г., Мэрилин Хорн исполнила несколько песен старейшего из здравствовавших тогда творцов американской музыки Аарона Копленда (он скончался в 1990 году в 90-летнем возрасте). Композитор, пианист и дирижёр, создатель 3-х симфоний, ряда балетов (из которых наиболее известны "Родео" и "Весна в Аппалачах") и оперы «Земля обетованная», многих инструментальных сочинений, Копленд особенно любим вокалистами англоязычных стран как аранжировщик народных мелодий, собранных им в двухтомной антологии "Old American Songs” («Старинные американские песни"). Первый сборник под таким названием вышел в свет в I950 г., и музыка эта впервые прозвучала в интерпретации британских друзей Копленда - композитора Бенджамина Бриттена, выступившего тогда в качестве пианиста, и тенора Питера Пирса на фестивале в Олдборо (Англия). В него и входят песни «Simple gifts» («Простые дары») - обработка старинной духовной мелодии – и «Long time ago» ("Давным-давно") – аранжировка негритянского песнопения, относящегося к началу XIX в. Из 2-го тома антологии, опубликованного в 1954 г., Хорн выбрала полную юмора и задора песню бродячего певца – менестреля «Ching-a-ring» (это звукоподражательное, а потому непереводимое название) и негритянский псалом "At the river" ( «На берегу реки»). Итак, в обработке Аарона Копленда звучат американские народные песни «Простые дары», «Чинг-э-ринг», «Давным-давно» и «На берегу реки» в исполнении Мэрилин Хорн и её постоянного концертмейстера – американского пианиста Мартина Катца.
( Амер.нар.песни в обр.А.Копленда - 10,10”)
В каких бы странах ни проходили гастроли Хорн, свои концерты она обычно завершает песней Стивена Фостера «I dream of Jeannie with the light brown hair» («Мне снится Дженни в ореоле её каштановых волос»). Как рассказывает певица в автобиографии, в городах американской провинции она часто слышит приветствия «Hallo, Jeannie!» («и это даже приятнее, чем «Hallo, Marylin», добавляет Хорн).
О создателе этой мелодии Стивене Фостере ( 1826-1864), называемом на родине "отцом art song“ (“художественной песни"), первом оригинальном, профессиональном композиторе США, следует сказать подробнее, т.к. это имя слышали у нас, наверное, немногие. Он родился в Питтсбурге и был 9-м ребёнком в семье состоятельного торговца. Немецкий эмигрант, учитель музыки Хайнрих Клебер давал ему уроки игры на фортепиано и начальной теории композиции – это было единственное музыкальное образование, полученное Стивеном. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его нянька-негритянка, бывшая рабыня, повела его на воскресную службу в приходскую церковь. Стивен с любопытством и испугом смотрел на сосредоточенные и скорбные лица чернокожих прихожан, а их жаркие молитвы, экстатическое пение и страстные возгласы надолго запомнились ему. Мечтательный, любивший одинокие прогулки подросток начинает сочинять песни, вдохновлённые этими negro spirituals. К 20-ти годам ему удалось опубликовать кое-что из своих произведений и приобрести некоторую известность. Из 200 песен, созданных им за свою недолгую жизнь, более 50 звучат на концертной эстраде США и поныне, а несколько относятся к лучшим и самым любимым американской публикой произведениям национального камерного репертуара – это прежде всего "Beautiful dreamer” ("Прекрасный мечтатель") и «Дженни», обаяние которых, по словам американцев, невыразимо и неповторимо. Подобно истинно народным песням, они невероятно быстро расходились по всей стране, их печатали в сотнях тысяч экземпляров, а издатели и исполнители сколотили на них целые состояния. Единственным, кого обошло богатство, был непрактичный, легковерный и снедаемый горячкой творчества сочинитель этих мелодий. Многие свои произведения он продавал издателям по 8-10 долларов за песню. Разочарования этого романтика и тщетного искателя идеала в личной жизни, ссора с родителями и вечная нужда ввергли его в алкоголизм. Иногда он по целым дням питался только яблоками и помидорами и разлиновывал себе обычную бумагу, чтобы записать музыку. Нередко Стивен утром сочинял новую песню, днём продавал её издательскому агенту, а вечером пропивал заработанное. Финал его жизни - самый трагичный в музыкальных анналах Америки - наступил в январе 1864 г. После нескольких голодных дней, с высокой от болезни температурой, он, живший в какой-то убогой нью - йоркской гостинице, пошёл умываться и, потеряв сознание, упал. Осколок опрокинутого и разбившегося стакана порезал ему горло, Фостера нашли истекающим кровью и отвезли в больницу Бельвью, где через два дня он скончался 37 лет от роду. В кармане его пиджака нашли кошелёк, в котором оставалось 30 центов, и листок бумаги с наброском его последней песни, по горькой иронии судьбы названной "Милые друзья, нежные сердца"... В 1940 г. его бюст – единственного американского композитора – был установлен в пантеоне национальной славы в Нью-Йоркском университете... А теперь вернёмся в зрительный зал миланской "Ла Скала" и послушаем заключающие концерт Мэрилин Хорн песни Стивена Фостера - "Прекрасный мечтатель" и " Дженни "...
("Прекрасный мечтатель" – 3 ,25", "Дженни" – 4 ,20")
Автор передачи М.П. Мальков.