СД 1 AUDIO
СОФЬЯ ПЕТРОВНА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
(1904-1966)
«Такие голоса природа отпускает раз в сто лет»
(Иван Ершов)
Софья Преображенская… Трудно назвать другое выдающееся исполнительское, артистическое имя, относящееся к оперному театру, столь неразрывно связанное с городом на Неве. Здесь, в Петербурге, она родилась, приобщилась к музыке и сцене, здесь – на подмостках Мариинского театра (тогда носившего названия Академическая опера, ГОТОБ, театр им. Кирова), в филармонических и концертных залах, на радио и в граммофонных студиях – прошла вся её 35-летняя творческая деятельность.
В роду Преображенских преобладали люди духовного звания (о чём свидетельствует сама фамилия) и музыканты. Выпускником Петербургской консерватории по классу композиции, талантливым виолончелистом, скрипачом, пианистом был её отец, служивший в церкви (дьякон, священник). В знаменитом церковном хоре Александра Архангельского пела в молодости мать будущей артистки, а её дядя – Николай Преображенский выступал на сцене московского Большого театра как исполнитель ведущих партий драматического и героического тенора. Старшая сестра певицы – Мария много лет работала концертмейстером б. Мариинского театра.
Софья рано начала петь, имея поставленный от природы голос, отличный музыкальный слух и память. В шлифовке её исполнительского дарования участвовали такие педагоги, как Мария Матвеева, Фаина Непорент, а в стенах консерватории – Надежда Зайцева и в особенности великий русский певец (тенор) и оперный артист Иван Ершов, под руководством которого она подготовила свою первую сценическую роль – Любаши в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (Оперная студия консерватории).
На главной оперной сцене невской столицы Преображенская дебютировала в роли Амнерис в «Аиде» Д. Верди в 1928 г., выступив даже без оркестровой репетиции, а лишь сдав партию дирижеру под рояль. Этим дирижером был прекрасный и многоопытный музыкант, воспитанник Эдуарда Направника, свыше 50 лет стоявший за пультом оркестра Мариинского театра Даниил Похитонов, вспоминавший позднее: « После нескольких фраз будущей Амнерис я понял, с каким замечательным вокальным явлением имею дело. Необыкновенная, какая-то особенная, в душу проникающая красота голоса, сила, эластичность, широкая, свободная кантилена, безукоризненная интонация и ритм поразили меня…». Дебют прошел чрезвычайно удачно – Преображенская получила безоговорочное признание и у критики, и у публики, и у товарищей по сцене, сразу заняв в театре положение ведущего меццо-сопрано.
В том же 1928 году Преображенская в составе группы молодых певцов Оперной студии консерватории, на сцене которой она ещё продолжала выступать, выехала на международный музыкальный фестиваль в Зальцбурге. Свидетели этих гастролей отмечали: « Внимание музыкальной общественности сосредоточилось главным образом на пении Преображенской, исполнявшей партию Кащеевны в «Кащее Бессмертном» Н. Римского-Корсакова и выступавшей в концертах. Иностранные антрепренеры ходили за ней толпой, предлагая весьма соблазнительные контракты. Однако певица, тогда только окончившая консерваторию и принятая в Академическую оперу, категорически отказывалась от всех предложений ». Действительно, записав в дневнике после дебютного спектакля слова: «В этом театре я остаюсь на всю жизнь», Софья Преображенская навсегда сохранила верность его сцене, где увидели свет рампы её Азучена в «Трубадуре» Д.Верди, Фрика в «Золоте Рейна» и Вальтраута в «Гибели богов» Р. Вагнера, Октавиан в «Кавалере розы» Р. Штрауса (первое исполнение в России), паж Урбан в «Гугенотах» Д. Мейербера, где её запомнили по-своему трагической, несущей тему человека, пережившего себя и свою эпоху, Графиней в «Пиковой даме» П. Чайковского, где, наконец, родились высшие творческие достижения этой замечательной оперной актрисы – Иоанна в «Орлеанской деве» П. Чайковского и Марфа в «Хованщине» М. Мусоргского…
Некогда великий И.В. Гёте сказал, что «мастер познаётся в самоограничении». Это самоограничение, точное понимание сущности и своеобразия своего дарования, было в высшей степени характерно для Преображенской. Сама внешность артистки с её крупной, значительной фигурой, строгими, мужественными чертами лица предопределяла выбор ею образов монументальных – трагедийных, героических или ярко характерных. Исключительная взыскательность к себе Софьи Преображенской проявилась, например, в том, что из-за этого внешнего несоответствия желанному для неё облику она никогда не пела на сцене Кармен – «коронную» партию меццо-сопрано. Должно быть, не слишком многих певиц остановили бы подобные соображения, но для артистической этики выдающегося мастера оперной сцены они весьма показательны.
Та же высокая требовательность к себе отмечала подход Преображенской к концертной исполнительской деятельности – она не позволяла себе, что называется, эксплуатировать «ходовой» репертуар, петь одни и те же популярные программы. Именно поэтому её концерты каждый раз становились событиями, оставлявшими глубокий след в душе слушателей. Она надолго запомнилась филармонической аудитории как участница квартета солистов в реквиемах В.А. Моцарта и Д. Верди, в «Страстях» И.С. Баха и «Торжественной мессе» Л. ван Бетховена, в ораториях Г.Ф. Генделя, в партии Орфея в одноименной опере «отца» этого жанра Клаудио Монтеверди… Она была желанной солисткой вокально-симфонических вечеров, шедших под управлением таких дирижёров, как Альберт Коутс, Оскар Фрид, Отто Клемперер, Эрнест Ансерме, Фриц Штидри, Николай Голованов, Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Александр Гаук.. Произведения великих старых мастеров неизменно украшали программы её концертов.
Истинно русский во всём человек, Преображенская любовно относилась и к старинным романсам и песням, авторы которых – Александр Варламов, Александр Гурилев, Александр Дюбюк, Пётр Булахов и другие – ввели эти задушевные, безыскусные мелодии в быт русских усадеб и городов, доставив своим искренним, демократичным искусством радость многим поколениям исполнителей и слушателей. Ощущение их подлинного стиля, нередко утрачиваемое сегодня певцами, чувство художественной меры, столь характерное для Преображенской, делало их исполнение ещё одной обаятельной страницей её многообразного исполнительского творчества.
Особенно часто эти, а также народные песни в исполнении Софьи Преображенской звучали в течение 900 дней блокады Ленинграда, когда артистка совершила свой высокий подвиг художника-гражданина, дав свыше тысячи концертов, которые часто проходили в блиндажах и землянках, бомбоубежищах и мобилизационных пунктах, цехах заводов и фабрик, госпиталях, на передовых позициях под Новой Ладогой и Шлиссельбургом. Здесь нельзя было петь под орган или рояль, но можно – под гитару или дуэт гитар, и звучала сердечная народная мелодия… Творческое вдохновение, жар сердца отдавала певица защитникам невской твердыни. И не только это, ведь среди наград, которыми родина отметила героизм Софьи Петровны – орден Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» – есть и почетный знак «Отличник здравоохранения», которым артистка была награждена как донор одного из госпиталей. Для многих соотечественников и зарубежных слушателей она была певческим «Голосом Ленинграда» – как мало кто она заслужила право говорить о верности и любви к нашему великому городу.
« « « « « « «
Выступления С. Преображенской на филармонической эстраде начались в пору её прихода на большую оперную сцену и были отмечены той же высокой взыскательностью к себе, что характеризовала её отношение к выбору театрального репертуара.
Крупнейшие дирижёры мира, выступавшие в конце 20-начале 30-х годов прошлого века в северной столице России, отмечали у неё «исключительную музыкальность» (Отто Клемперер), называли певицу «поразительным явлением в искусстве» (Альберт Коутс), «лучшим голосом в Европе» (Фриц Штидри) и считали честью для себя творческое сотрудничество с замечательной артисткой.
Преображенская не любила участвовать в так называемых «сборных» концертах с 2-3-мя «обречёнными на успех» популярнейшими оперными ариями или романсами. Её неизменно привлекали серьёзные, высокие художественные задачи и цели – интерпретация творчества великих старых мастеров (К. Монтеверди, Г. Пёрселл, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах), расширение собственных и слушательских духовных горизонтов, представлений о неисчерпаемых богатствах мировой музыкальной культуры.
С другой стороны, в годы официального и яростного преследования религии и церкви она – искренне верующий человек, выросший в лоне православной семьи – могла произносить слова, обращённые к Богу, выражающие нравственные заповеди христианства, только исполняя духовную музыку великих классиков, звучавшую в то время, как правило, по-русски.
Здесь её неизменным партнёром как органист, пианист, консультант по творчеству И.С.Баха и Г.Ф. Генделя выступал крупнейший отечественный исследователь и интерпретатор их наследия, доктор искусствоведения, профессор Исайя Александрович Браудо (1896-1970).
Их – в том числе впервые публикуемые здесь из фондовых собраний радио – совместные записи, как и «живая», трансляционная фиксация прозвучавшего под управлением Курта Зандерлинга 4 марта 1954 года в Большом Зале Ленинградской филармонии «Реквиема» В.А.Моцарта – ценнейшие документы исполнительского творчества С.П. Преображенской.
Слыша бессмертные пушкинские строки – «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво…», я каждый раз вспоминаю на сцене белоколонного зала филармонии статную, величественную фигуру певицы в строгом концертном платье, её горящие вдохновением глаза, неповторимый голос Софьи Петровны…
Максим Мальков
СОФЬЯ ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
ВЕЛИКАЯ ВОКАЛЬНАЯ КЛАССИКА
СД – 1
Генри Пёрселл (1659-1695)
1. Опера «Дидона и Эней» (либр. Н. Тейта по Вергилию)
Речитатив и ария Дидоны из 3-го д. (русск.) 5.00
Симф. орк., дир. Джемал Далгат (1953)
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
2. Опера «Альцина» (либр. А. Марки)
Ария Руджеро из 2-го д. (русск.)
Орк. ЛФ., дир. Джемал Далгат (1959) 4.45
3. Опера «Ксеркс» (либр. Н. Минато)
Речитатив и ария Ксеркса из 1-го д.(русск.)
Орк. ЛФ., дир. Джемал Далгат (1959) 4.20
4. Опера «Птоломей» (либр. Н. Хайма)
Ария Птоломея из 3-го д. (русск.)
Симф.орк. ЛФ., дир. Джемал Далгат (1959) 4.16
5. Опера «Ринальдо» (либр. Д.Росси по Т. Тассо)
Речитатив и ария Альмирены из 2-го д. (русск.)
Симф орк. ЛФ., дир. Джемал Далгат (1959) 5.10
6. Оратория «О радости, мудрости и печали»
Ария «Прочь, радость, от меня» (русск.)
Симф. орк. ЛФ., дир. Джемал Далгат (1959) 5.25
7. Кантата «Деттингенский „ Te Deum“
Ария « Dignare» (лат.)
Вера Преображенская - орган (1958) 2.20
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Арии из кантат:
8. «Вечерний пламень догорает» (русск.)
Исайя Браудо – орган (1957) 2.10
9. «Как сладка смерть» (русск.)
Исайя Браудо – орган (1957) 1.43
10. «Нам надежда всем дана» (русск.)
Лев Оскоцкий – скрипка,
Исайя Браудо – фортепиано (1957) 4.45
11. «Ты с грехом бороться должен» (русск.)
Исайя Браудо – фортепиано (1953) 7.15
12. «С боязнью, робко я ступала» (русск.)
Исайя Браудо – фортепиано (1959) 7.45
Общее время звучания 54.14
SOFYA PREOBRAZHENSKAYA
GREAT VOCAL CLASSIC
CD-1
Henry Purcell. (1659-1695)
1. „ Dido and Aeneas“ (Wds. N. Tate) – Thy hand, Belinda… When J am laid in earth (Dido – Act 3) /rus./
Sym.Orch., cond. Gemal Dalgat (1953) 5.00
Georg Friedrich Händel (1685-1759)
2. „Alcina“ (Wds. A. Marchi) – Verdi prati (Ruggiero – Act 2) /rus./
Sym. Orch., cond. Gemal Dalgat (1959) 4.45
3. „Serse“ (Wds. N. Minato) – Frondi tenere… Ombra mai fu (Serse- Act 1) /rus./
Leningrad Philharmonic Orch., cond. Gemal Dalgat (1959) 4.20
4. „Tolomeo“ (Wds. N. Haym) – Stille amare (Tolomeo – Act 3) /rus.)
Leningrad Philharmonic Orch., cond. Gemal Dalgat (1959) 4.16
5. „Rinaldo“ (Wds. G.Rossi from T.Tasso) – Lascia ch’io pianga (Almirena – Act 2)
/rus./
Leningrad Philharmonic Orch., cond. Gemal Dalgat (1959) 5.10
6. « L’Allegro, Pensieroso ed il Moderato” – Lasst auch die Trauermuse nun /rus./
Leningrad Philharmonic Orch., cond. Gemal Dalgat (1959) 5.25
7. “Dettingen Te Deum” – Dignare /lat./
Vera Preobrazhenskaya – organ (1958) 2.20
Johann Sebastian Bach (1685-1750)
Arias from cantatas:
8. “ Am Abend aber desselbigen Sabbats “ /rus./
Issaya Braudo – organ (1957) 2.10
9. “ Komm, süsser Tod” /rus./
Issaya Braudo – organ (1957) 1.43
10. “Es ist euch gut” /rus./
Lev Oskotsky – violin
Issaya Braudo – organ (1957) 4.45
11. “Wiederstehe doch der Sunde” /rus./
Issaya Braudo – piano (1953) 7.15
12. “Allein zu dir” /rus./
Issaya Braudo – piano (1959) 7.45
Total playing time – 54.14
CОФЬЯ ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
ВЕЛИКАЯ ВОКАЛЬНАЯ КЛАССИКА
СД-2
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Р Е К В И Е М
Солисты – С. Преображенская (меццо-сопрано)
Н. Серваль (сопрано)
М. Довенман (тенор)
В. Тятов (бас)
Симфонический оркестр Ленинградской филармонии,
Академический хор под управлением А.В. Свешникова.
Дирижёр Курт Зандерлинг.
Запись по трансляции из Большого зала филармонии 4 марта 1954 года.
1. Requiem aeternam 7. Lacrimosa
2. Dies irae 8. Domine Jesu Christe
3. Tuba mirum 9. Hostias
4. Rex tremendae 10. Sanctus
5. Recordare 11. Benedictus
6. Confutatis 12. Agnus Dei
Общее время звучания 55. 17
SOFYA PREOBRAZHENSKAYA
GREAT VOCAL CLASSIC
CD-2
Wolfgang Amadeus MOZART (1756-1791)
R E Q U I E M
Soloists - S. Preobrazhenskaya (mezzo)
N. Serval (soprano)
M. Dovenmann (tenor)
V. Tyatov (bass)
Leningrad Philharmonic Symphony Orchestra,
Sveshnikov Academic Russian Choir.
Conductor Kurt Sanderling
Live recording from Great Hall of Leningrad Philharmonia (4.03.1954)
1. Requiem aeternam 7. Lacrimosa
2. Dies irae 8. Domine Jesu Christe
3. Tuba mirum 9. Hostias
4. Rex tremendae 10. Sanctus
5. Recordare 11. Benedictus
6. Confutatis 12. Agnus Dei
Total playing time 55, 17
|